Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
Мимика(греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции, чувства, умственное напряжение, волевое напряжение или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Некоторые исследователи указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию как эмоциональных состояний не только здоровых людей, так и неадекватной в том или ином отношении мимики пациентов. Кроме того, клиницистам постоянно приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но чаще всего с пациентами, которые во многих проявлениях своей внутренней жизни, включая сферу экспрессии, вполне адекватны, встречаться с не всегда адекватными родственниками пациентов, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, чему изучение мимики в части случаев может помочь. Во всех таких случаях невербальная информация, исходящая от пациентов, их близких, испытуемых может оказаться не только клинически значимой, но и полезной в других отношениях. Заметим, что, по убеждению некоторых клиницистов, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке и внешних проявлениях психического благополучия знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными пациентами, с одной стороны, и не имеющими психических отклонений людьми, с другой, у некоторых психиатров вырабатывается обострённое чувство здорового, интуитивное ощущение нормального и адекватного, о чём научные тексты часто не способны сообщить чего-либо определённого. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний одновременно участвует не только мимическая мускулатура лица, но также другие мышцы тела, участвующие в продуцировании жестов, голоса, поз и иных выразительных актов, так, что в итоге формируются определённые и устойчивые паттерны внешних признаков эмоций, внимания, побуждений, размышлений. Далее приводится описание основных экспрессивных комплексов: 1. Внимание к собеседнику: - рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”; - голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника; 2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину): - голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева; - глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм; - брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между ними появляется горизонтальная складка; - неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой; - шумное дыхание; - сжатые кулаки; - обнажение клыков; - гиперемия склер (“глаза налиты кровью”); - зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты; 3. Досада: - злобное выражение лица; - выражение напряжённой мысли; - отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен проявлять агрессией); 4. Жеманство: - преувеличенные, нарочито замедленные, а временами намеренно задерживаемые движения; - замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих; Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются их скрыть, замаскировать, но так, чтобы они были бы на первом плане; 5. Зависть (по описанию Овидия): - медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности); - бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию); - косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов называет зависть тайным чувством); - отсутствие улыбки, исключая те случаи, когда злорадный завистник видит страдания других людей; 6. Закрытость: - скрещивание рук со сжатыми кулаками или придание им такого положения, когда одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего от кого-то не жду”); - сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии); - ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности); - скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены ещё и руки, то это явный знак того, что собеседник для индивида – не склонен вступть в контакт, если не ощущает себя при этом в роли врага. 7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников): - брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные, - в противоположность печали, - приподняты; - поперечные складки на переносье; 8. Негодование (благородный, праведный гнев): - брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до рефлексии и размышлений); - руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному и беспристрастному арбитру); - на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет); 9. Недоумение (растерянность): - застывание на одном месте и в одной позе; - признаки остановки мысли; - разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей); - полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать); 10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина): - плотное сжатие губ; - напряжение мышц тела, отсюда - живость и резкость движений; 11. Отвращение: - отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать от него своё лицо, взгляд; - нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”); - сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе; - приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”); - угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”); - язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот; - туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется; - рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости); 12. Открытость: - развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (это как бы означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”); - частое поднятие плеч (означает: “всякие сомнения в отношении моей закрытости и враждебности безосновательны”); - расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”); - наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения); 13. Печаль: - брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены; - в области средней трети лба образуется несколько поперечных морщин; - на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на каких-то угнетающих индивида проблемах); - глаза слегка сужены, здоровый блеск в них отсутствует (“потухший взор”); - уголки рта опущены (“кислое выражение лица”); - темп движений и речи замедлен; 14. Подобострастие: - преувеличенное изображение уважения, до степени самоунижения и раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение прислуживания объекту отношений, оно изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание); - отсутствие признаков напряжения ума; - отсутствие признаков напряжения воли; 15. Подозрительность: - неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения; - взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы или скрыть своё настороженное к нему отношение); - слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случиться, чего следует ожидать); - тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы); - признаки злобы; 16. Радость: - брови и лоб спокойны; - нижние веки и щёки приподняты, глаза прищурены, под нижними веками появляются морщинки; - “гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз; - рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты; 17. Раскаяние: - выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом); - выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании); - сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения); - плач с закрытыми руками глазами; - отдаление от других людей; 18. Расположение к кому-либо: - наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”); - рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости); - взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”); - покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит; - прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения); - приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе; - закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно; 19. Самоуверенность: - отсутствие оживлённой мимики на лице (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”); - гордая, прямая поза; - пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает или демонстрирует индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук; - руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне); - высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу; - неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости; - выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале; - расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”); - вгляд, исходящий над очками; 20. Скука: - глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё); - голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”); - машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок; - пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений; 21. Смущение: - голова поворачивается в сторону от наблюдателя; - взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок; - улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”); - дотрагивание рукой до лица; 22. Сомнение: - слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта; - опущенная голова; - опущенный взор; - руки прижаты к телу, они сложены, могут быть засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать); - приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”); 23 Страх: - поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям; - широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”); - поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз; - брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности); - рот открыт (“отпала челюсть”); - углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи); - поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок); - застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства); - сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию); - напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности; - дрожь в руках, ногах, во всём теле; 24. Стыд: - прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом; - взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин; - веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”); - умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”); - тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”); - тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет остаься незаметным, чтобы его не видели; - поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача); - внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с горестными воспоминаниями о содеянном); - заикание, спотыкания в речи; - краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций; 25. Тревога: - беспокойный, бегающий взгляд; - суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность - обнаруживается значительное или нарастающее двигательное беспокойство (особенно часто это потирание рук, непоседливость, бесцельное перемещение с одного места на другое, бессмысленное перекладывание с одного места на другое предметов и др.); - тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх по поводу предчувствия надвигающегося несчастья); - дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего, эмоционального и мышечного напряжения); - крики, плач; - бледность кожи; 26. Удивление: - высокое поднятие бровей; - открытие рта; - разведение рук в стороны; - сильное напряжение внимания; - сильное напряжение мысли; 27. Умиление (душевное состояние, возникающее на исходе печали): - признаки радости; - признаки печали; - слёзы; 28. Умственное напряжение: - две вертикальные складки на переносице; - нависание бровей над глазами; - брови из дугообразных делаются горизонтальными.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|