|
Идентификация(лат. identificare - отождествлять) - 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать определённые модели поведения у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некоей социальной группы (см. апперсонализация); 3. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 4. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 5. в психоанализе – неосознаваемый процесс, посредством которого индивид: а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого. Различается четыре типа идентификации: 1. первичная идентификация – это, предположительно, существующее во младенчестве состояние, когда индивиду ещё нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между «я» и «ты» лишено смысла; 2. вторичная идентификация – это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена; она рассматривается как защита, поскольку уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания сепарации с ним (идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития); 3. проективная идентификация – это процесс, в результате которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создаёт иллюзию контроля над объектом, что позволяет индивиду отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий; 4. интроективная идентификация – это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, предоставляющий возможность представить другого внутри себя и частью самого себя. Может быть, например, так, что отнюдь не бедный и обладающий выдающимися способностями индивид идентифицирует себя с обычным, простым человеком, может происходить и нечто обратное. В истории есть много примеров того, как люди, очень образованные, талантливые или даже гениальные, и весьма богатые тратят всё своё состояние на борьбу с господствующей политической системой, где, собственно, они и состоялись, но которую они, в соответствии с интроективной идентификацией, считают несправедливой. Таковы, в частности, Ф.Энгельс, С.Морозов. Нередко бывает иначе: человек, жизнь которого почему-либо на задалась, поднимается на борьбу за светлое будущее, в котором ему вообще не найдётся места, и это происходит только потому, что он внутренне и совершенно неосознанно, отождествляет себя с представителями элиты общества. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентичности с ними в подростковом возрасте приводит к аналогичному результату. Предполагается, что чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания. Остаётся не вполне ясным, является ли поиск идентичности результатом стремления к отождествлению с определённой гпоиска социальной роли или он является следствием попыток индивида к углублённому самосознанию. Идентификацию рекомендуют различать с интроекцией, интернализацией и инкорпорацией.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|