|
Человек(общеславянск., предположительно, от «чело» - верх, возвышенность и «векъ» - сила. Первоначальное значение определяют как «обладающий полной силой, взрослый мужчина») – 1. любой член вида Homo sapiens; 2. любой член этого вида мужского рода; 3. живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; 4. личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств; 5. в России до 1917 г. – дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга; 6. фундаментальная категория философии, являющаяся «смысловым центром практически любой философской системы», человек - это «всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум». По словам Шелера, «человек – это в известном смысле всё». В современном натурализме рассматриваются 2 модели человека: а) биологизаторская модель, согласно которой человек – это аналог сложного организма (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.); б) тупиковая модель развития биологических систем, рассматривающая человека как «несостоявшегося животного», обречённого своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, философская антропология). Как говорили в своё время некоторые последователи школы И.П.Павлова, «человек- это животное, испорченное второй сигнальной системой». Для экзистенциального подхода характерна актуализация индивидуального человеческого существования в его принципиальной нередуцируемости к каким-либо общим, внеположенным ему законам и схемам и с приматом абсолютной уникальности и подлинности человеческого бытия (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте широких социальных связей («в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» - К.Маркс, «человек есть политическое животное» и т.п.). Современная философская ситуация относительно учения о человеке ныне описывается как глубоко кризисная, оказавшаяся совершенно неспособной синтезировать непрерывно растущий объём разноплановых знаний о человеке и создать целостное его представление, по которому только и можно составить окончательное суждение о его ценности для окружающего мира. Главный парадокс современной науки состоит, похоже, в том, что, по мере накопления знания, человек представляется всё более загадочным существом, и становится всё более очевидным, что от решения именно этой проблемы зависит судьба человеческого сообщества и культуры или, как думают пессимисты, время осуществления апокалиптических пророчеств о конце настоящего цикла цивилизации.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|