Аутизм

(греч. autos - сам) - отрыв от действительности, погружённость в фантазии, склонность принимать воображаемое за реальное, желаемое или вызывающее страх - за осуществившееся на самом деле, лелеемое в мечтах и надеждах - за уже воплотившееся в действительность. Как указывает сам автор термина, Е.Блейлер (1911), аутизм есть потеря контактов с действительностью, состояние, при котором пациенты «живут в воображаемом мире, полном осуществлённых желаний и идей преследования. Однако оба эти мира представляют для них реальность; иногда они могут сознательно их различать...Аутистический мир может быть для больных более реальным, чем действительный и тогда последний воспринимается только как кажущийся...». Е.Блейлер рассматривал аутизм как характерный признак шизофрении. Согласно К.Ясперсу, аутизм есть «самозаточение в собственном изолированном мире». Термин имеет ряд коннотаций в зависимости от клинического контекста и по-разному представляется различными авторами, с позиций разных направлений исследования. Так, этот термин в МКБ-10 употребляется преимущественно для обозначения синдрома Каннера. В целом можно с большой долей вероятности утверждать, что многочисленные симптомы аутизма, причём нередко полярные, имеют, повидимому, единый источник происхождения. Основные проявления аутизма, согласно классической литературе и суждениям ряда современных исследователей, таковы:

1. социальный аспект аутизма – это склонность индивида к самоизоляции, отгороженность, закрытость, недостаточная доступность или недоступность продуктивному контакту, нежелание вступать в контакты с другими людьми в силу недоверия к ним, боязни таких контактов, безразличия или даже оппозиционного, негативистического отношения к окружающим. Или напротив, чрезмерная общительность, склонность к многословным монологам, неадекватная откровенность, вплоть до шокирующей обнажённости, тенденция к идеализации или демонизации кого-то из людей;

2. тенденция субъективно-психологические феномены, такие, как мечты, фантазии, сновидения, принимать за нечто эквивалентное действительности или даже более актуальное, нежели реально происходящее;

3. неприятие или отчуждение принятых в обществе ценностей, норм, традиций, обычаев или напротив, фанатизм, с которым пациенты добиваются неких заимствованных целей вопреки их реальному значению;

4. безразличие, эмоциональная блокада по отношению ко всему тому, что у здорового человека вызывает участие и живые эмоции или вызывало их у пациента ранее либо, напротив, чрезмерная эмоциональность, экзальтированность, пафосность, безоглядная влюбчивость не в человека, а в своё обычно далёкое от действительности представление о нём;

5. необычное, странное, чудаковатое, непредсказуемое поведение, поскольку оно не согласуется с реальными обстоятельствами, не принимает их во внимание;

6. склонность фантазировать и получать от этого удовольствие порой едва ли не большее, чем от контактов с действительностью; более того, эмоционально насыщенные воображаемые успехи и осуществлённые в воображении желания могут повлечь отказ от побуждений что-то реально менять в себе или вокруг себя, если они мнимые успехи служат стимулом, подкрепляющим фантазирование. Некоторые аутичные пациенты, указывает Е.Блейлер, ограничивают свои контакты с реальностью лишь удовлетворением физиологических потребностей;

6. фантазии, связанные с тревогой, страхами; такие фантазии могут проецироваться на реальность таким образом, что пациенты предпочитают избегать контактов с действительностью, не представляющей никакой действительной угрозы (как происходит, например, это при навязчивых страхах, когда пациенты панически боятся самых обычных, повседневных объектов и ситуаций и обычно их избегают, будучи не в состоянии преодолевать воображаемые опасности);

7. негативизм, упрямство, отторжение влияния окружающих, отчего последнее не принимается, не включается в систему Я или, напротив, чрезмерная впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость;

8. неспособность к глубоким и прочным привязанностям или утрата последних, отсутствие интересов и увлечений, их поверхностность и недолговечность либо напротив, склонность попадать в слепую, бессмысленную и безропотную зависимость от кого-либо;

9. ригоризм, утрированная правильность, неестественная образцовость и прямолинейная, неправдоподобно утрированная или даже абсолютная правдивость;

10. аутистическое мышление, контролируемое не логикой, а эмоциями, желаниями и опасениями, а также искажение работы памяти, когда ложные воспоминания принимаются за подлинные.

Данное представление аутизма определённо свидетельствует о том, что в его развитии значительную, если не определяющую роль играют механизмы апперсонализации и деперсонализации в разных их сочетаниях (см.). Самое раннее описание аутизма принадлежит, повидимому, Ф.М.Достоевскому (роман «Братья Карамазовы», 1879-1880, где с научной достоверностью автор представляет аутичный характер одного из главных своих героев).

Расстройство имеет 2 стороны, в крайних, полярных своих проявлениях представленных “бедным” и “богатым” вариантами аутизма (К.Leongard, Е. Mynkowski). Бедный аутизм характеризуют такие дефицитарные симптомы, как социальная отгороженность, закрытость, недоступность контакту, эмоциональная монотонность и холодность, обеднение привязанностей, оскудение интересов и увлечений, негативизм и т.п. Синоним: Дефицитарный аутизм. Богатому аутизму, напротив, свойственны противоположные черты: фантазирование, склонность к идеализации, крайняя впечатлительность, влюбчивость (при этом «любовь» на самом деле является болезненной зависимостью от другого человека, наделённого воображаемыми качествами личности), жертвенность, чрезмерная внушаемость, восторженность, патетика, увлечённость оккультизмом и тайными явлениями, чрезмерная доверчивость и обнажённость, чрезмерная откровенность или “аутизм наизнанку” (А.С.Тиганов, 1999). Синоним: Продуктивный аутизм. См. также Самоосознавания нарушения. Аутистические черты личности в определённой степени свойственны и здоровым лицам. Граница между нормой и патологией, как и всюду, весьма относительна; в том, что касается аутизма, она пролегает там, где происходит разграничение желаемого и необходимого, субъективного и объективного, воображаемого и реального.

Просмотров: 1015
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ
  • АУТИЗМ (МКБ 295)
  • АУТИЗМА РАННЕГО ДЕТСКОГО СИНДРОМ
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм
  • Аутизм детский Каннера
  • Аутизм наизнанку
  • КАГАНА СИМПТОМЫ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАМКНУТОСТЬ (АУТИЗМ) (МКБ 295)
  • ЧРЕЗМЕРНАЯ ЕДА
  • аутизм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь