В (IN, INTO)

- предлог, первое по частоте употребления слово в русском языке (в среднем каждое 23-е слово в тексте); философская категория, указывающая на пространственный модус вмещенности, соотношения большего и меньшего, окруженного и окружающего.

Служебные слова (см.) - важный источник современного пополнения философской терминологии, в которой традиционно преобладали знаменательные слова. В подавляющем большинстве европейским языков самым частотным словом - и важнейшей философемой - является определенный артикль, указывающий на определенный, известный предмет, выделенный из класса себе подобных (см. Tэизм - theism).

В русском языке на первое место выдвигается другое фундаментальное свойство - не "выделенность", а наоборот, "вмещенность", выраженнoe предлогом "в". [1] Все, что ни есть, вмещено во что-то. Если определенный артикль "the" указывает, что ничто не может быть, не будучи чем-то (этим, а не другим), то предлог "в" подразумевает: ничто не может быть, не будучи в чем-то. В-структура определяет пребывание всякой вещи внутри другой: даже самое малое что-то вмещает, даже самое великое чем-то объемлется. Русский язык рассеян в отношении определенности вещей и сосредоточен на их окруженности, пребывании внутри чего-то. Вещь определяется не сама по себе, в отличие от другой вещи, но через то большее, в чем она находится. "Все во мне, и я во всем" (Ф. Тютчев). Предлог "в" берет вещь в кольцо, в блокаду, представляя мир как систему оболочек, в которой все является облеченным и облекающим. "Все во всем" - этот древний закон, выведенный Анаксагором, в русском языке выступает как языковая привычка. Главное - не "это", а "в", через структуру которого любая вещь предстает окруженной и окружающей, притом, что эти круги входят друг в друга, как звенья одной цепи: окружающее само окружается тем, что оно окружает. Вселенная существует во времени, а время - во вселенной. Мы застаем свое "я" - в мире, а мир - в себе. Знаменательно, что Книга Бытия в Библии начинается предлогом "в": "В начале (бе решит) сотворил Бог небо и землю": само "в" как бы и образует начало всего, до разделения неба и земли.

Этим решается и проблема "материального" и "идеального": не на путях психофизического дуализма, разделения двух начал или субстанций, а через кольцевую структуру взаимной "ввернутости" и "окруженности". Философская система, конгениальная русскому языку, начинается не с понятий бытия или сознания, а с того простейшего, что включает их друг в друга - с предлога "в". Я всегда застаю свое сознание уже в мире, и вместе с тем всегда застаю мир внутри своего сознания. "В" - это и есть кратчайший ответ на так называемый основной вопрос философии:  что первично - бытие или сознание? Первично именно "В" - взаимная окольцованность субъекта и объекта познания, их вложенность другв друга."В" - не составная и не производная, а простейшая и исходная структура бытезнания, в неразложимости, точнее, взаимовключенности онтологической и эпистемологической составляющих. Эти две рамы: бытие и сознание - вставлены друг в друга, причем динамически чередуются в порядке взаимных обрамлений.

В классической философии (Декарт, Спиноза, Лейбниц) сложился образ "великой цепи бытия", которая непрерывностью сцеплений ведет от несовершенных творений к более совершенным и к самому Творцу, так что невозможно изъять из этой цепи никаких слабых или посредственных звеньев - они нужны для полноты мироздания. Предлог "в" помогает нам более буквально истолковать этот образ, поскольку он описывает модус, каким одно звено сцепляется с другим: одновременно охватывая и охватываясь. Расплетая "великую цепь", мы получаем отдельные разорванные звенья: "бытие", "познание", "материя", "дух", "объект", "субъект", "физика", "психология" и другие более частные научные категории. Но скрепляющая основа всего - именно то, что держит все эти звенья вместе: "в".

"В" имеет значение и для понимания сущности любви, которая во всех отношениях как бы сплетает любящих, влагает их друг в друга и обвивает друг другом. Женское объемлет мужское и само объемлется им. В этом смысле "великую цепь бытия" можно истолковать как любовную взаимовключенность всех звеньев.

-------------------------------------------

[1] 43 тысячи на миллион словоупотреблений. Частотный словарь русского языка, под ред. Л. Н. Засориной. М., "Русский язык", 1977.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 961
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • “ВЕЩЬ В СЕБЕ” И “ВЕЩЬ ДЛЯ НАС”
  • “ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” и “ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС”
  • «ВЕЩЬ В СЕБЕ»
  • «ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС»
  • «Вещь в себе» -
  • «ДРУГ ДЕТЕЙ»
  • БЫТИЕ-В-СЕБЕ
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • ВЕЩЬ «В СЕБЕ»
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • Вещь в себе
  • Вещь в себе
  • Вещь в себе
  • Говорить наперебой (вперебивку, перебивая друг друга)
  • ДРУГ
  • ДРУГ ДЕТЕЙ
  • Друг
  • М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • Научное описание языка через другой язык
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Платон мне друг, но истина дороже
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь