СМЕХ (смешное)

– специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды с. имеют единую природу и основаны на осознании несостоятельности отклонения от представления о желаемолм должном, задаваемых социально культурной идентичностью личности – ее принадлежностью национальной, профессиональной, возрастной, корпоративной и другим культурам и субкультурам, к которым относит себя сама личность. Поэтому с. – очень человечное проявление самого человеческого в человеке, а именно – его личностного начала, имеющего социально-культурную природу.

С. – типическое, массовидное, родовое явление. На этом основана природа комизма. Если уникальность, индивидуальная неповторимость личности глубоко трагична, то комизм всегда связан с типологическими чертами личности, ее облика и поведения [3]. Показательно, что в названиях комедий фигурируют имена нарицательные, в отличие от трагедий, в названии которых чаще всего – имена собственные.

Смешно то, что понятно и неопасно. Даже физиологический смех от щекотки возможен только при условии уверенности в доброжелательности щекочущего. С. предполагает несостоятельность отклонений, их посрамление, торжество разделяемой нормы. Это победительная эмоция, что позволило З.Фрейду трактовать с. как прорыв агрессивного бессознательного [4]. От инстинкта должного с. ведет к осознанию и утверждению идеала. Чему и как смеется человек – верный критерий нравственного и интеллектуального развития личности, уровня культуры, характера осмысления действительности и своего места в ней, «самая верная проба души» (Ф.Достоевский).

С.- важнейшая категория персонологии и культурологии. Он выражает конкретную конечного существа, пытающегося понять бесконечный мир и потому вынужденного постигать мир с какой-то позиции, в каком-то смысле. Он всегда ограничен рамками такого осмысления и понимания. Утверждая одни нормы и ниспровергая другие, с. способствует новому осмыслению, социализации. С. объединяет, но и разъединяет, противопоставляет людей. На этом основан его воспитательный потенциал. При этом с. – путь самопознания личности, культуры в себе и себя в культуре, механизм самозащиты и самоутверждения. С. дает возможность личности или сообществу прорыва к иному, взглянуть на себя и на происходящее извне, с позиции вненаходимости. Карнавал, шуты, юродивые, дзенский смех – встроенные в культуру институты и процедуры, позволяющие выйти в out, в контекст, за рамки этой культуры [1].

С. – точный и конкретный индикатор нормативно-ценностного содержания культуры. То, что не подлежит осмеянию, совпадает со сферой сакрального, священного в социальной культуре и нравственного стержня (идентичности) личности. О человеке, осмеивающем все и вся говорят, что у него нет ничего святого. Истерический смех – выражение сильного стресса, переживаемого личностью, выпавшей или выкинутой из привычной системы социальных и личностных отношений. Возможен и с. как бесстыдное самоутверждение за счет других. Поэтому, чем более продвинуты этнос, культура и личность в направлении защиты прав личности и свободы, тем менее глумлив с., тем реже он направлен на личность как таковую в ее уникальности и вообще – на других, но чаще – на самого себя, не на осмеяние, а на возвышение человека над его слабостями. Мера цивилизованности культуры и самоопределения личности – сдержанность в с., не хохот осмеяния, а улыбка понимания.

Особенность и противоречивость российского духовного опыта ярко выразилась в с.: святость и юродивость в нем идут рука об руку. С одной стороны, в русской культуре, особенно – литературе, многое сделано для раскрытия природы и роли с., его гуманистического начала, сказано решительное слово против бесстыдного глумливого смеха. С другой – жизненная практика русского с. преимущественно нигилистична, безапелляционно бессердечна и агрессивна по отношению к индивидуальной неповторимости личности.

---------

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Бергсон А. Смех. М., 1992

3. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб-М., 1997.

Г.Л.Тульчинский

Просмотров: 942
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • «ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА»
  • Базисная культура личности
  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности
  • ГАРАНТИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ
  • Диагностика стратегий самоутверждения личности
  • Доводы против личности
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ
  • Культура личности
  • Культура личности
  • Культура личности
  • Культура личности военнослужащего
  • Культура личности информационная
  • ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА ПО ФРЕЙДУ
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Личности структура, по Фрейду
  • Личности типология, по Фрейду
  • НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
  • Отклонения личности самих родителей
  • ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • Преступления против личности
  • Раздвоение личности (множественная личность)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Структура личности по Фрейду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь