Жертвоприношение

(sacrifice), ритуальное приношение божеству или сверхъестественному существу, нередко сопровождаемое уничтожением жертвы. Ж. в том или ином виде существует в большинстве известных религий, при этом виды жертв, сопутствующие обряды, а также мотивы и цели жертвователей могут быть весьма различными. В жертву обычно приносится либо живое существо, либо что-то символизирующее собой жизнь, или просто ценная вещь. Акт Ж. может заключаться в убийстве, сжигании, уничтожении или захоронении приносимого в жертву существа или предмета, либо символического изображения жертвы. Большинство Ж. совершается гл.об. с целью восхваления, благодарения, просьбы либо искупления (включая очищение и умилостивление). Существуют разл. теории происх. Ж., каждая из к-рых дает объяснение отд. их видов, но не всего явления в целом. Одни исследователи рассматривают Ж. как особый вид дара — либо в знак уважения, либо с целью задобрить божество, - что, подобно обмену дарами между людьми, подразумевает взаимные обязательства. Др. отмечают, что Ж. может принимать форму общей трапезы, когда ритуальное заклание жертвы и совместное вкушение пищи способствуют сплочению общины. Кроме того, Ж. служит ср-вом установления связи между миром божественным и миром земным. Согласно еще одной теории, Ж. — это не столько обращение к какому-то опред. божеству, сколько способ вызвать к действию божественные или магические силы. Примером обряда Ж., совершаемого в наши дни, может служить христ. таинство причащения, к-рое является мистическим приобщением верующих к Телу и Крови Господней и понимается как подлинное присутствие Иисуса Христа, принявшего крестную смерть во искупление грехов человечества. Христианство заимствовало идею искупительной жертвы из древн. иудаизма, но сами иудеи не практиковали Ж. со времен Вавилонского плена (586—539 гг. до н.э.), вместо Ж. гл. формой богослужения стала молитва. Реформатская христ. церковь рассматривает причащение как таинство поминовения, не имеющее жертвенной силы. Вместе с тем христианство с самого начала утверждало необходимость самопожертвования или внутр. самоотречения, поэтому особое значение придавалось аскетизму. Ислам запрещает совершение обряда Ж. во время офиц. богослужения, однако в мусульм. обвах Ж. широко практикуется во время хаджа, или паломничества, а также во время праздника Ид аль-адха, отмечаемого в память о Ж. Авраама и носящего вместе с тем благотворительный характер (закат, один из пяти столпов ислама), поскольку мясо жертвенного животного раздается неимущим. В индуизме принесение в жертву пищи (прасад) является составной частью богослужения (пуджа). В соответствии с учением ахимсы буддизм запрещает Ж., связанные с пролитием крови, но древн. обычаи сохраняются в новом облике, как, напр., в Тибете, где древн. обычай человеческого Ж. заменен символическим жертвоприношением теста у алтаря.

Просмотров: 578
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
  • ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО
  • ВРЕМЯ КОАГУЛЯЦИИ (COAGULATION TIME), ВРЕМЯ СВЕРТЫВАНИЯ
  • Время астрономическое (часовое время)
  • Время, история, жизнь, бытие (становление концепции Хайдеггера)
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ
  • ЖЕРТВЫ КОНФЛИКТА
  • Жертвы побоев
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ (МРВ)
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Настраивать кого-либо против кого-то
  • Обвинение жертвы
  • Обелять кого-либо
  • Отыгрываться на ком-либо
  • ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В КАКОЙ-ЛИБО АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ (ОТСЕКЕ)
  • Подхватить чью-либо мысль
  • Преступление без жертвы
  • РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ, СВЯЗАННОЕ С РАБОТОЙ
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения (мн.ч.)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОСТАВНОЙ РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь