|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
Возрождение индуизма(Hindu revivalism), термин, к-рым принято называть совокупность течений 19 — нач. 20 в., явившихся реакцией индуизма на европеизацию. В.и. называют еще реформацией, ренессансом или неоиндуизмом. Для него характерна индуизация зап. понятий или интерпретация индуистских представлений в духе зап. категорий. С этим процессом ассоциируется целый ряд мыслителей и концепций. Предтечей нового индуизма был Раджа Рам Мохан Рой (1772—1833); он, выучив англ, яз., впервые, способствуя самопознанию в духе индуизма, совместил индуистские идеи с зап. идеями, а также основал реформистское движение Брахмо самадж (Общество Брахмы). Его преемником во главе этого об-ва был Дебендранат Тагор (1817—1905), к-рый открыто усомнился в непогрешимости Вед и призвал к новой духовности, основанной на афоризмах Упанишад. Кешаб Чандра Сен (1838—84) искал источник вдохновения, чтобы показать универсальную гармонию разл. религий — прежде всего христианства и индуизма веданты. Самой заметной фигурой в В.и. был Вивекананда (1863—1902), утверждавший, что веданта — индуистский пример единства, к к-рому стремились все религии, и что идея и практика терпимости и универсализма являются особым даром Индии всему миру; он восхищался зап. чувством уверенности в себе, науч. достижениями Запада и создал модель взаимного влияния, в к-рой Запад передавал Индии свои техн. знания в обмен на ее духовное учение. Банким Чандра Чаттерджи (1838—94) призывал к нац. самоидентификации, стремясь придать индуистской религ. традиции светское и гуманистическое звучание. Даянанда Сарасвати (1824—83), основатель Арья самадж (Общество ариев), акцентировал внимание на универсальном значении ведического учения. Бал Гангадхар Тилак (1856—1920) использовал индуистскую культовую практику для выражения националистических чувств; Мадан Мохан Малавийя, основатель Бенаресского индуистского университета, стремился соединить зап. методологию с традиц. предметами изучения; Бипин Чандра Пал (1858—1932) впервые в новой Индии использовал нац. традицию для оформления полит, идеологии; наконец, Исвара Чандра Видьясагар (1820— 91) написал кн. по санскритской грамматике и истории Бенгалии, взяв за основу европ. рациональную методологию. Новая индуистская мысль выдвинула целый ряд характерных тезисов: индуизм как религ. доктрина, и в первую очередь адвайта-веданта, традиционно оставался открытым для восприятия разл. традиций, и в известном смысле все ост. религии мира стремятся к тем конечным духовным целям, к-рые предлагает индуизм; индуистский универсализм — это уникальный вклад Индии в мировую культуру; на нераздвоенности осн. духовного начала, засвидетельствованной адвайтой, базируется этич. и социальная ответственность, а также преобразующая деят-ть, жизнеспособная индуистская моральная философия прямо выводится из индуистской метафизики; индуистская духовность нужна Западу, а динамизм зап. рациональности и науки способен помочь новой Индии. Под В.и. иногда понимают идеологию национализма, якобы основанную на индуистских ценностях и исповедуемую нек-рыми группами совр. инд. политиков.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|