|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.
Реэмиграция(от лат. ге — приставка, здесь означающая обратное действие, и emigre — вселяюсь, переселяюсь) — применяется для обозначения процесса возвращения бывших эмигрантов на историческую родину. Термин «реэмиграция» близок по значению термину «репатриация», нередко они применяются как синонимы. Так, предоставление Францией независимости трем североафриканским государствам вызвало возвращение тех французских подданных, которые в свое время мигрировали туда из метрополии. Реэмиграционные процессы происходили и с территорий бывшего Третьего рейха, которые отошли от Германии после падения гитлеровского режима (больше 10 млн. этнических немцев вернулись в довоенные границы Германии). В Японию вернулись примерно 4,5 млн. японцев из оккупированных до того районов Китая, Кореи и ряда стран Юго-Восточной Азии. Для тех стран и районов, откуда возвращались на историческую родину бывшие представители метрополий или государств-завоевателей, они были реиммигрантами. Иногда в качестве синонима реэмиграции употребляется термин «репатриация». Так, японцев, выехавших в Японию после возвращения Южного Сахалина Советскому Союзу, называли репатриантами. Так же называли и продолжают называть до сих пор и советских граждан, вернувшихся из фашистской неволи (военнопленные, угнанные на работы, перемещенные лица, беженцы) после разгрома Германии. Во всех случаях использование терминов «реэмиграция» и «репатриация» достаточно условно, и совсем не к месту их применение для характеристики миграции в Россию русскоговорящего населения из стран нового зарубежья, которые еще недавно были частями единого государства. Это скорее вызванная политическими причинами, запоздалая обратная миграция, хотя формально для государств нового зарубежья это теперь эмигранты, или реиммигранты, а для России — реэмигранты, или иммигранты. Как показывает мировая практика, решение проблем огромного числа беженцев почти всегда сводилось к их добровольной репатриации (в отличие от более раннего периода, когда множество беженцев находили решение своих проблем путем интеграции в принимающей стране или переселения в третью страну). В последний период мировая практика показывает, что значительная часть беженцев в большинстве случаев репатриируется по принуждению, проявляемому в той или иной форме: имеет место «насильственная репатриация», т.е. активное содействие возвращению беженцев из стран их приема. Во многих случаях такое принуждение преднамеренно. В некоторых ситуациях беженцы принуждаются к возвращению вследствие общего ухудшения условий жизни в стране убежища. Появляются так называемые недобровольно переселяющиеся лица — т.е. лица, которые вынуждены переместиться в страну своего гражданства в силу обстоятельств, представляющих реальную угрозу для их жизни, таких, как вооруженные конфликты, внутренние беспорядки, межэтнические конфликты или систематические нарушения прав человека, и которые нуждаются в помощи при переселении в страны их гражданства. Страна, созданная репатриантами, — Израиль. Закон о возвращении 1950 г. декларировал право каждого еврея на репатриацию. Закон определяет понятие «еврей» (евреем считается тот, кто родился от еврейской матери или перешел в еврейство и не принадлежит к другой религии) и регламентирует процесс репатриации. Виза репатрианта выдается каждому еврею, изъявившему желание поселиться в Израиле, и все права репатрианта предоставляются также детям и внукам еврея, его супруге/супругу, супругам его детей и внуков. Новые репатрианты имеют право на получение от правительства помощи в разных областях. После прибытия в страну или изменения статуса они получают пособие, не подлежащее возврату (корзина абсорбции), которое выдается с целью помощи в первоначальном обустройстве. Выезд репатриантов в Израиль начиная с 1994 г. неуклонно снижается. В 2004 г. в страну прибыло всего 22,5 тыс. репатриантов. Для сравнения: в 1994 г. их было 80,8 тыс., а в 1990 г. — 200 тыс., подавляющее большинство из которых составили граждане СССР. По данным министерства абсорбции Израиля, спад последних лет вызван резким, на 70%, сокращением алии из Аргентины: в 2003 г. экономическая ситуация в этой стране была катастрофической, но сейчас положение стабилизировалось. Кроме того, Еврейское агентство выделило почти 10 млн. долл. на организацию сети еврейских школ в Аргентине: в стратегическом плане это должно способствовать снижению уровня ассимиляции, но немедленным результатом стало падение мотивации на алию. Рост числа репатриантов отмечен только по Северной Америке: в 2003 году ассоциация «Нефеш бе-Нефеш» привезла в страну рекордные 3000 олим (репатриантов). Процесс репатриации, его итоги и оценки являются предметом дискуссии. Оцениваются и положительные, и негативные процессы, сопровождающие репатриацию. В частности, внимание уделяется не только репатриантам в первом поколении, но и их детям. Исследуются различные области жизни детей репатриантов — от правонарушений среди подростков до уровня образования и стремления к саморазвитию. Другой страной с развитой системой репатриации является Германия. Массовое возвращение этнических немцев на родину было стимулировано немецким правительством после падения «железного занавеса». Основное требование к репатрианту — быть представителем немецкого народа. Важны также происхождение, культурная принадлежность, воспитание и язык. Причем важным признаком передачи языка в семье остается использование диалекта. Язык, выученный вне семьи (школа, вуз, курсы), не считается признаком принадлежности к немецкому народу. Количество прибывших в Германию достигло пика в 1990 г., составив 400 тыс. человек. Сейчас Германия принимает меры по усилению контроля над процессом репатриации и ужесточает требования к репатриантам. Одним из применяемых для этого инструментов является система квот. Так, на период с 1993-го по 1999 г. квота составляла 225 тыс. человек в год, а в 2000 г. она была сокращена до 103 тыс. В 2005 г. существенно ужесточились требования к родственникам переселенцев в части знания языка — теперь необходимо не только понимать устную речь и говорить самому, но также читать и писать на немецком. По сравнению с другими категориями иммигрантов этнические немцы обладают определенными привилегиями, которые включают в себя содействие в изучении немецкого языка и трудоустройстве, оказание социальной поддержки. Однако в политических и общественных дискуссиях этнические немцы, которые не считаются иностранцами, привлекают значительно меньшее внимание, нежели другие иммигранты. Из других стран, поощряющих репатриацию и имеющих соответствующее законодательство, можно отметить Болгарию (согласно п. 2 ст. 25 конституции Болгарии 1991 г. «лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в упрощенном порядке»), Данию (закон о репатриации от 2 июня 1999 г.), Грецию, где принималось несколько законов о репатриации в 1993, 2000, 2002 гг. Закон № 2790/2000 от 16 февраля 2000 г. «Благоустройство греков-репатриантов из бывшего СССР и прочие положения» был ориентирован на выходцев из стран СНГ и Балтии и дал возможность греческому населению бывшего СССР получить греческое гражданство при наличии доказательств греческого происхождения. Получивший греческое гражданство репатриант приобретает целый ряд прав по жилищному обустройству, профессиональной реабилитации, а также в области образования и культуры, позволяющих ему легче адаптироваться на новом месте. В мерах по интеграции интересно отметить вопросы трудоустройства: организация занятости рабочего потенциала для создания новых рабочих мест выплачивает работодателям, принимающим на работу греков из бывшего СССР, по 2100 драхм (около 5 долл.) в день за каждого принимаемого на работу. Кроме того, субсидируются те греки, которые желают открыть свое небольшое предприятие для торговой деятельности и оказания услуг или для деятельности в перерабатывающей области. Из стран СНГ наиболее развита программа репатриации в Казахстане. Так, квота на переселение этнических казахов (оралманов) в 1999 г. составила 500 семей, а в 2005 г. — уже 15 000. При этом сверх квот приезжает в несколько раз больше, в основном из Монголии, Турции, Китая, Ирана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. По данным MOM, с 1991-го по 2003 г. в республику переселилось 83 тыс. семей (323 тыс. человек). При этом поддержка переселенцев такова, что зачастую дает им ряд преимуществ перед местными жителями в получении жилья и финансовой помощи. Украина стимулирует возвращение обратно в страну этнических украинцев Законом о гражданстве, по которому в заявительном порядке гражданство предоставляется репатрианту в течение трех месяцев, а для обратившегося в посольство Украины в стране проживания вопрос может быть решен за месяц. Перечень категорий лиц — потенциальных репатриантов достаточно велик и включает даже (в соответствии с поправкой к Закону о гражданстве, принятой в июле 2005 г.) двоюродных братьев/сестер лиц, родившихся на территориях, когда-либо принадлежавших Украине. Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 256 — 257; Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. С. 250.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|