Миграционное поведение

— вид социального поведения, включающий определенные действия и поступки, связанные с пространственным перемещением населения. Оно включает опирающуюся на миграционный опыт деятельность по подготовке перемещений и отказ от таковых, сам миграционный акт (реальное поведение), а также деятельность в процессе приживаемости. Наибольший вклад в разработку поведенческой концепции, объясняющей механизм принятия решения о миграции, и определение состава факторов, обусловливающих переход от решения к реальному миграционному поведению, принадлежит Т.И. Заславской и ее ученикам. Еще во второй половине 60-х гг. прошлого столетия материальные и духовные интересы, стремления, установки, ценностные ориентации рассматривались Т.И. Заславской как социально-психологический фактор миграции. В частности, было подмечено, что в идентичных внешних условиях разные индивиды различно оценивают целесообразность миграции. Это зависит от особенностей личности, структуры ее интересов и ценностей, потребностей и установок, предполагающих неодинаковое значение разных сторон, условий жизни и отношение к ним. Те особенности личности индивидов, которые в одних и тех же условиях приводят к дифференциации принимаемых решений, можно рассматривать в качестве субъективных факторов миграции. Механизм, вызывающий миграцию, представляет собой систему, включающую, с одной стороны, объективные факторы, а с другой — потребности, интересы, стремления.

Таким образом, идет ли речь о субъективном факторе как о реакции индивида на окружающие его условия, или о взаимодействии потребностей индивида и объективных факторов, или о взаимосвязи внешней среды с внутренней структурой личности — всюду объяснение механизма принятия решения о миграции рассматривается в русле взаимодействия объективного и субъективного компонентов, т.е. выносится на поведенческий уровень.

Дальнейшая разработка теории миграционного поведения предполагает получение ответов на целый ряд принципиальных вопросов:

- Что представляет собой миграционное поведение и относительно какого субъекта оно может рассматриваться?

- Каковы регуляторы миграционного поведения?

- Почему при одинаковом составе компонентов, влияющих на формирование установки на миграцию, в одних случаях она превращается в реальное поведение, а в других нет? Что такое причина миграции?

Характеристика поведения может быть дана лишь совместно с таким понятием, как деятельность. Их различие состоит прежде всего в том, что первое свойственно не только человеку, но и животным, тогда как второе присуще только человеку. Поведение животных — это их реакции, направленные на приспособление к природной среде, тогда как поведение человека выступает в виде системы поступков, имеющих целью, помимо приспособления к природной и социальной среде, ее преобразование. Поведение человека связано с деятельностью и представляет собой лишь форму деятельности, ее внешнюю сторону. Деятельность выражает сущность человеческой активности. Одной и той же деятельности могут соответствовать разные формы и способы поведения. В этом смысле прав И. Гете, утверждавший, что поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

Поведение является следствием взаимодействия личностных и объективных характеристик, оно — совокупность поступков, совершаемых индивидом в течение жизни. Сами же поступки — это основная клеточка поведения, его кирпичик. Но поступком «является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали».

Поступки человека всегда имеют определенный общественный эффект, положительную или отрицательную направленность. Поступки конкретного индивида воздействуют на поступки других людей, которые, в свою очередь, содействуют или противодействуют данному поступку. Отсюда «конечный результат поступка оказывается далеко не всегда тем, на который рассчитывала личность».

Во внутреннем психическом образовании выделяются три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (реакция на объект). Поведенческий компонент представляет собой особое образование, связанное с двумя другими компонентами и характеризующее готовность действовать в согласии с пониманием и переживанием. Между действием и ожидаемым результатом действия существует постоянная связь, от которой зависит эмоциональный компонент удовлетворенности или неудовлетворенности, положительное или отрицательное эмоциональное состояние. Хотя действие выступает как результат осознанного намерения людей, то и другое не всегда совпадают.

Существует противоречие между идеальными ожиданиями и реальным поведением. Часто, действуя под влиянием непосредственных побуждений, человек перестает следовать сознательно принятым намерениям. Поэтому при всей важности внутреннего психического состояния (готовности к определенному действию) не оно — главный элемент поведения. Главное в поведении — это поступки, действия. Стало быть, потенциальная миграция и реальная миграция — это далеко не одно и то же. «Мнения людей далеки от реально протекающих процессов миграции». В частности, при сопоставлении установок на миграцию опрашиваемого населения с данными о фактической миграции жителей тех же территорий, в 1980-е гг. было установлено, что первые, к примеру, в таких областях, как Тверская и Волгоградская, меньше вторых вдвое. Это различие зависит, безусловно, во многом от конкретной ситуации. Именно поэтому определение (по статистическим или социологическим данным) миграционного потенциала русскоговорящего населения в новом зарубежье без оценки социально-экономической и политической ситуации в государствах проживания и стране возможного приема мигрантов — России, бессмысленно.

Таким образом, поведение включает не только систему поступков, оно заключает в себе весь опыт социальной активности личности в той же конкретной среде. Этот социальный опыт накапливается всю жизнь как оценка собственных и чужих действий, поэтому немаловажное значение имеет и накопление «чужого» опыта как в процессе наблюдения, так и усвоения информации. Правда, чужой опыт, как и советы, надо учитывать, когда принимается решение, а не тогда, когда пожинаешь его плоды.

Социальное поведение, в том числе и миграционное, может проявляться на всех трех уровнях: индивидуальном, групповом (семейном и т.д.) и населения в целом. Другое дело, что поведение населения в целом является обобщенным, усредненным вариантом разных типов поведения. Именно в нем могут быть выделены разные типы поведения. Так, в типизации миграционного поведения в первую очередь выделяются те, кто хотя бы раз мигрировал, и те, кто всю жизнь прожил в одном месте и не имеет склонности к миграции.

Естественно, что поведение в каждой сфере человеческой деятельности имеет свою специфику. Эта специфика определяется природой тех действий, которые совершаются в конкретной сфере. Для характеристики миграционного поведения важно подчеркнуть два свойства миграции.

Во-первых, миграционный процесс имеет исходную и заключительную стадии, и отношение субъективного и объективного на этих стадиях различно. На стадии формирования решения о миграционном акте, т.е. о переселении, необязательно наличие реальной ситуации, которая могла бы быть сопоставлена с желаемой. Эта ситуация выступает как ожидаемая. В то же время на заключительной стадии миграционного процесса, когда ожидания встречаются лицом к лицу с реальной ситуацией, удовлетворенность ожиданий мигранта выражается в уровне приживаемости, а миграционный акт находит то или иное завершение.

Во-вторых, миграция представляет собой деятельность, выступающую одним из средств удовлетворения базовых потребностей человека. В поведении человека различают два вида действий: действия, направленные непосредственно на предмет потребности или сами являющиеся потребностью; действия, направленные на средства удовлетворения потребности, в результате чего потребность удовлетворяется не прямо, а косвенно. Миграционный акт относится ко второму виду действий. Миграция вызывается не сознанием необходимости в ней как таковой, «а тем, что более важные потребности субъекта могут быть удовлетворены лишь в результате выполнения этого внешне необходимого действия».

Отмеченные два свойства миграции становятся принципиально значимыми при рассмотрении механизма воздействия на миграционное поведение, которое включает состояние потенциальной миграции и реализацию этого состояния — перемену места жительства. Превращение первого во второе во многом зависит от миграционного опыта, особенностей индивида и его ценностных ориентаций, но главным образом — от структуры потребностей. Потребность — центральное понятие при характеристике механизма формирования социального, в том числе миграционного, поведения.

Потребность — это испытываемая индивидом нужда в чем-то. Проявление его активности требует встречи с объектом. Таким образом, для целенаправленной деятельности необходимы два условия: во-первых, воздействие объективных факторов на психику человека и, во-вторых, встречная активность со стороны субъекта. Следовательно, окружающая человека среда (или определенное сочетание объективных факторов) и испытываемая субъектом нужда в них — вот два краеугольных камня формирования того или иного типа поведения в любой сфере социальной деятельности, в том числе и в миграционной. В механизме формирования того или иного типа миграционного поведения внешняя среда выступает в виде определенного сочетания объективных факторов, характеризующих территориальные или поселенные различия в условиях труда и жизни человека, его жизнедеятельности в различных сферах. Чтобы миграционный акт (поступок) состоялся, субъект должен либо получить предполагаемое приращение тех компонентов условий жизни, в которых он испытывает нужду, либо быть уверенным, что получит его. Как уже отмечалось, в начальной стадии миграционного процесса это приращение выступает в идеальной форме, в виде некоего образа, в основном сложившегося на информативной основе. На заключительной стадии это приращение реально ощущается новоселом.

Потребность — специфическое психическое образование, внутренняя идеальная сила человека. В социальной психологии и социологии нет однозначного понимания роли потребностей в механизме формирования поведения. Одни ставят потребности в один ряд с такими регуляторами поведения человека, как интерес, желания и т.д.; другие считают потребности главным регулятором импульсивного поведения и отрицают или умаляют их роль в волевых действиях; третьи отдают потребностям приоритет в регуляции всего поведения человека.

Но как бы ни трактовалась потребность, она — свидетельство полного либо частичного отсутствия того, в чем нуждается человек. Каждый человек обладает системой различных материальных, духовных и душевных потребностей, которые структурированы определенным образом. Структура потребностей и их ранжирование по степени предпочтительности зависят не только от личности, но и от конкретной среды, в которой она находится. Личность — это результат социализации, т.е. усвоения им социального опыта. В ходе социализации у индивида формируется специфически присущая только ему система ценностных ори- ентаций, находящаяся в рамках общественных требований. Усвоение собственного опыта в ходе удовлетворения различных потребностей, а также опыта того окружения, в отношениях с которым находится личность, ведет к изменению структуры ценностных ориентаций. Ситуативные изменения среды также могут вести к изменению иерархии потребностей. В существенной мере потребности меняются с возрастом человека: в молодости высшая ценность — любовь, в старости — здоровье.

Источник: Рыбаковский А. А. Миграция населения (вопросы теории). (Приложение к журналу «Миграция в России».) М.: ИСПИ РАН, 2003. С. 173- 194.

Просмотров: 3434
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.




Другие новости по теме:

  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕНСИВНОСТИ МИГРАЦИОННОГО ПРИРОСТА (ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ МИГРАЦИИ)
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕНСИВНОСТИ МИГРАЦИОННОГО ПРИРОСТА (ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ МИГРАЦИИ)
  • МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ (ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ, САЛЬДО МИГРАЦИИ)
  • МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ (ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ, САЛЬДО МИГРАЦИИ)
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Матрица профессионального поведения человека
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Поведение человека
  • Развитие социального поведения людей
  • СТАДИИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Сальдо миграции (миграционный прирост)
  • Сальдо миграции (нетто-миграция, чистая миграция, миграционный прирост)
  • Стадии жизни человека
  • Стадии развития поведения ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь