Миграционная политика отдельных государств

.

Государственная миграционная политика на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые считаются нежелательными с точки зрения интересов страны.

На разных исторических этапах в зависимости от ситуации в миграционной политике национальных государств преобладала та или иная ее составляющая (эмиграционная или иммиграционная), которая и определяла в целом ее сущность.

Наибольшие изменения в миграционной политике с конца 1950-х гг. связаны именно с иммиграционной политикой. Для государств, традиционно проводящих иммиграционную политику, период поощрения иммиграции высококвалифицированных специалистов сменился этапом жесткой селективной политики и политики, направленной на ограничение въезда и предотвращение нелегальной миграции.

В соответствии с изменениями в политике произошли изменения в национальном миграционном законодательстве. Законы, принятые в последние годы (в 1986 и 1990 гг. в США, в 1988- 1990 гг. в Италии и Испании, в 1999 г. в Великобритании и др.), главным образом направлены против нелегальной миграции и содержат нормы, позволяющие обеспечить легализацию тех, кто въехал в страну раньше принятия этих законов, трудоустроился нелегально, но ведет образ жизни, не противоречащий внутренним законам государств.

Характерной и общей чертой современной миграционной политики развитых стран является прямо противоположное отношение к мигрантам из развивающихся и развитых стран. С одной стороны, начиная с 1974 г. идет постоянное ужесточение иммиграционной политики по отношению к мигрантам из третьих стран. С другой стороны, происходит ее дальнейшая либерализация, вызванная появлением «прозрачных» границ в рамках различных объединений (ЕЭС, НАФТА и др.). Особенно показателен в этом отношении пример ЕЭС, где уже с 1958 г. предпринимаются усилия по установлению режима свободного перемещения рабочей силы между странами, подписавшими Римское соглашение о создании ЕЭС. В 1985 г. было подписано Шенгенское соглашение, которое устранило всякие преграды на пути движения капиталов, товаров и людей между странами, его подписавшими. Причем среди последних мигрантов могут быть и граждане третьих стран, получившие визу на въезд в любое из государств Шенгенского соглашения.

Рассматривая миграционную политику отдельных стран в отношении различных категорий мигрантов, следует иметь в виду, что до сих пор не удалось унифицировать понятие «иммигрант», в его определении существуют национальные различия. Так, в Германии иммигрантами считаются «лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране», в Японии — «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы», в США — «иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране». Существуют также разночтения и в определениях «трудящийся-мигрант» (лицо, мигрирующее с намерением получить работу), «беженец» и др. В США практически понятие «иммигрант» подменяется понятием «беженец».

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах можно выделить три типа:

- модель США, в которой доминирует переселение беженцев из стран первого временного убежища на территорию США и содействие их интеграции в американское общество;

- модель Германии, сочетающая политику приема и интеграции переселяющихся этнических немцев с политикой приема и временного обустройства беженцев;

- модель стран Центральной и Северной Европы, характеризующаяся наличием разветвленной системы по приему, обустройству и интеграции прибывающих иммигрантов и системы регулирования размещения населения на территории этих стран.

Наибольший интерес для России представляет опыт тех стран, в политике которых сочетаются решение проблем приема и интеграции бывших соотечественников, предоставление убежища беженцам и регулирование проблем внутренней миграции — Германии (в прошлом ФРГ) и США.

Германия

В иммиграционном законодательстве и статистике Германии выделяется 11 категорий иммигрантов (в том числе: вынужденных переселенцев из числа этнических немцев; лиц, ищущих убежище, т.е. лиц, ожидающих получения официального статуса; беженцев де-юре, т.е. получивших официальный статус беженца; конвенционных беженцев; беженцев де-факто, т.е. иммигрантов, которым разрешено остаться в стране по гуманитарным соображениям), в отношении которых подходы иммиграционной и социальной политики государства существенно различаются.

Особенность Германии заключается в том, что правовое положение основных категорий вынужденных мигрантов (переселенцев и беженцев де-юре) основывается на нормах конституции государства. С 1984 по 1993 г. на территорию страны прибыло около 4,3 млн. вынужденных мигрантов: 0,8 млн. переселенцев из бывшей ГДР (до воссоединения Германии); 1,8 млн. этнических немцев из стран Восточной Европы, включая бывший СССР; 1,7 млн. человек, ищущих убежище, включая беженцев из зон военных действий. Подавляющая часть вынужденных мигрантов была обустроена или временно принята в стране. Прирост населения ФРГ в тот период обеспечивался главным образом иммиграцией. В 1994 г. на территории ФРГ насчитывалось свыше 7 млн. иностранцев, что составляло 7,8% населения страны.

В 1991 г. расходы государства на прием и обустройство беженцев и переселенцев оценивались в 36 млрд. марок: 16 млрд. марок — на административные нужды и на социальную помощь, 20 млрд. марок — на жилищное строительство и создание рабочих мест. Однако доходы государства за счет налоговых поступлений и взносов в систему социального страхования благодаря увеличению численности занятых (переселенцев и беженцев) и росту производства составили в этом году по расчетам 50 млрд. марок. Таким образом, в результате приема иностранцев государство оказывалось не только не в убытке, но и в прибыли — 14 млрд. марок.

Превратить вынужденную иммиграцию из финансового бремени в фактор пополнения казны немецким властям удавалось благодаря эффективной иммиграционной политике, которая характеризуется:

- глубокой проработкой расчетов экономической эффективности приема и интеграции иммигрантов;

- нормативно-правовым обеспечением реализуемых действий;

- большой гибкостью, быстротой реагирования на изменяющуюся ситуацию;

- дифференцированным подходом к разным категориям иммигрантов;

- сочетанием политики по приему и обустройству иммигрантов с финансовой помощью другим странам, чтобы ограничить приток лиц, ищущих убежище, и переселенцев, а также стимулировать возвращение на родину беженцев по мере урегулирования ситуации, вызвавшей вынужденную эмиграцию.

В 1991 г. правительство ФРГ выделило 7,9 млрд. марок в качестве финансовой помощи другим странам и 100 млрд. марок — новым восточным землям, чтобы затормозить переселение оттуда в западные земли.

В основе государственной политики в отношении немцев, переселяющихся на территорию Германии из других государств, лежат нормы конституции, в соответствии с которыми переселенцы из числа этнических немцев уравниваются во всех правах с немецкими гражданами. Законодательное закрепление широкого набора льгот для переселенцев способствует их скорейшей интеграции. Согласно конституции ФРГ, принятой 23.05.1949 г. (ст. 116), немцем считается лицо, имеющее немецкое гражданство, беженец или высланное лицо из числа этнических немцев, а также их супруги и потомки, которые проживали на территории немецкого рейха в границах на 31.12.1937 г. Закон «О высланных лицах и беженцах» 1953 г. (ст. 1) расширял контингент лиц, имеющих особый статус немца, на переселенцев из стран Восточной Европы. В 1957 г. к этому списку добавился и Китай. В соответствии с указанным законом супруги этнических немцев не немецкого происхождения также получали статус немца.

Действие в ФРГ «принципа происхождения» в решении вопросов о гражданстве (в отличие от США, Великобритании, Франции, где действует территориальный принцип гражданства, или «принцип земли», согласно которому, тот, кто родился в стране, считается ее гражданином) обеспечивало этническим немцам значительные льготы в получении немецкого гражданства по сравнению с другими категориями иммигрантов. С 1990 по 1993 г. гражданство получили 238 тыс. переселившихся в ФРГ этнических немцев.

Немцы, которые имели немецкое гражданство до Второй мировой войны или приобрели его в ходе войны, а также их потомки почти автоматически вновь получали немецкое гражданство. Другим категориям этнических немцев, у которых прежде не было немецкого гражданства, согласно Закону «Об урегулировании вопросов гражданства» 1955 г. (ст. б), требовалось написать соответствующее прошение и доказать свою этническую принадлежность. В соответствии с Законом «О высланных лицах и беженцах» 1953 г. (ст. б) этническим немцем является тот, кто считает своим родным немецкий народ и может подтвердить свою принадлежность к нему происхождением, языком, воспитанием, культурой. Чувство личной принадлежности к немецкому этносу необходимо подкрепить данными переписей населения, регистрационными записями в личных документах. Для других иностранцев вопрос о предоставлении гражданства может рассматриваться только по прошествии 15 лет пребывания в стране при условии отказа от первоначального гражданства и уплате 5 тыс. марок.

Но и без принятия гражданства этнические немцы в ФРГ в соответствии с конституцией получали гарантированные права, одинаковые с правами граждан страны, включая избирательное право, право на создание объединений и партий, участие в законодательной деятельности. Лица, обладавшие статусом немца, получали в соответствии с Законом «О высланных лицах и беженцах» 1953 г. доступ к системе полноценной интеграции в немецкое общество, включавшей: обеспечение их жильем (в случае расселения в общежитиях предусматривалось их переселение в ближайшие годы в полноценные жилища); предоставление пособий и ссуд при обустройстве, а также при создании сельскохозяйственных предприятий и освоении непригодных прежде для ведения сельского хозяйства земель; налоговые льготы при покупке и аренде предприятий; кредиты, льготные ссуды, паевые инвестиции государства, налоговые льготы и субсидии при организации ремесленных промыслов; содействие в трудоустройстве рабочих и служащих; осуществление программ по обучению немецкому языку, профессиональному образованию, а также переквалификации и повышения квалификации. Эти привилегии наследовались потомками переселенцев.

На основе закона 1953 г. в послевоенные годы огромный контингент немецких переселенцев был интегрирован в экономику и социальную жизнь страны в рамках обширных программ, финансировавшихся из федерального и местного бюджетов, а также из фондов церкви.

В условиях непрекращающегося массового притока немецких переселенцев в последующие годы указанный закон был дополнен Законом «О дальнейших мерах по интеграции высланных лиц и беженцев» 1980 г., конкретизирован рядом специальных законов. Например, переселенцам выплачиваются единовременные пособия; государство предоставляло местным властям при строительстве «социального» (дешевого) жилья финансовую помощь (доступ к социальному жилью получали только лица с низкими доходами, в первую очередь дешевое жилье предоставлялось переселенцам, проживавшим в общежитиях, и многодетным семьям); выделялись ссуды переселенцам, проживавшим в общежитиях или у родственников, на приобретение в собственность жилья (ссуда предоставлялась максимум на 10 лет с освобождением от выплаты процентов в течение первых двух лет, при этом государство субсидировало проценты по ссудам вплоть до их полной компенсации). Был принят пакет программ по созданию «основ для самостоятельного существования», стимулирующих организацию малого и среднего бизнеса: наряду с консультированием предоставлялась государственная финансовая помощь. Законом «О стимулировании занятости» предусматривалась полная компенсация доходов переселенца при его обучении в системе профессионального образования. Для этого часть доходов освобождалась от налогов и выплачивались пособия с учетом числа и возраста детей, находящихся на содержании. Предусматривались особый подход общеобразовательных и профессиональных школ, профессиональных училищ при обучении в них переселенцев, содействие при устройстве детей переселенцев в детские сады и подготовительные классы.

Директивы Министерства по делам молодежи, семьи и здоровья 1981 г. предусматривали ежемесячные пособия молодым переселенцам, размер которых зависел от типа учебного заведения, совместного или раздельного проживания учащихся с родителями. Предусматривались пособия переселенцам старше 35 лет при обучении на курсах немецкого языка, на подготовительных курсах для поступления в вузы и в вузах.

Закон «О пенсиях иностранцам» 1960 г. (с поправками 1980 г.) регулировал вопросы страхования переселенцев от несчастных случаев и по старости.

В 70 —80-е гг. каждый переселенец из Восточной Европы, так называемый «поздний переселенец», автомата- чески подпадал под действие Закона «О высланных лицах и беженцах» и рассматривался как репрессированное лицо, которому Запад должен быть оказывать помощь. Никаких доказательств совершенных в отношении переселенца репрессий не требовалось. Немцы, проживавшие в странах Западной Европы и не подвергавшиеся депортации и преследованиям, не получали при переселении особого статуса, а соответственно и льгот.

В период второй волны переселения после крушения «железного занавеса», разделявшего ФРГ и страны Восточной Европы, когда число переселенцев за 5 лет возросло почти в десять раз (с 43 тыс. человек в 1986 г. до 397 тыс. человек в 1990 г.), государство столкнулось с финансовыми трудностями по обустройству столь многочисленных кон- тингентов переселенцев.

Поэтому с начала 90-х гг. встал вопрос об упорядочении переселения, введении его в организованное русло. По Закону «О приеме переселенцев» 1990 г. желающие переселиться в Германию обязаны из страны их проживания написать прошение в Федеральное управление в Кельне с обоснованием причин переезда и ожидать позитивного решения (только в исключительных случаях разрешалось ожидать решения на территории ФРГ). Решение Федерального управления являлось основанием для выдачи посольством въездной визы. По прибытии в ФРГ, согласно Закону «О высланных лицах и беженцах», иммигранты распределяются по землям, где проверяется их немецкое происхождение. С введением визового режима возможности переселения этнических немцев в ФРГ существенно сузились. В 1991 г. было подано свыше 520 тыс. прошений, а реально въехало в ФРГ 222 тыс. человек.

С 1993 г. вступил в силу Закон «О преодолении последствий войны», который ввел новую категорию «поздних переселенцев» (после 1992 г.). Поскольку после окончания войны прошло почти 50 лет, в восточноевропейских странах прекратились преследования в отношении этнических немцев, особенно с началом процесса демократизации, а их социально-политическое положение уже было несопоставимо с тем, что было до 1990 г. и тем более в первые послевоенные годы, процедура приема ужесточилась. Этнические немцы, переезжающие в ФРГ из стран Восточной Европы, за исключением СНГ, должны представить доказательства дискриминации. Их прошения рассматриваются в индивидуальном порядке (такие доказательства не требовались определенное время для переезжающих из СНГ, где, как считает немецкая сторона, существовали факты дискриминации). Кроме того, в соответствии с новым законом супруги «поздних переселенцев», не принадлежащие к этническим немцам, а также дети, родившиеся после 31 декабря 1992 г., не получат статуса «поздних переселенцев» и соответственно доступа к программам интеграции.

Таким образом, переселенцы «третьей волны» лишаются не только возможности беспрепятственного переезда в Германию, но и столь льготных условий интеграции, как прежние переселенцы. Неограниченный прием этнических немцев закончился (хотя и не прекратился совсем). В результате численность немецких переселенцев из стран Восточной Европы в Германию стала заметно сокращаться. Правительственные расходы на оказание помощи переселенцам в 90-е гг. также снизились: в частности, сократились продолжительность курсов языкового обучения, объемы предоставляемых льгот, осложнились возможности трудоустройства переселенцев. В 2000 г. квота была сокращена с 225 до 100 тыс. человек, одновременно усилилась строгость в доказательстве принадлежности к немецким культуре и языку, сократились объемы государственных льгот, предоставляемых переселенцам.

Вместе с тем, учитывая сложность социально-экономической ситуации в странах Восточной Европы, побуждающую этнических немцев покидать эти страны, власти Германии делают все больший упор на оказание помощи этническим немцам в местах их традиционного проживания. По оценкам, в настоящее время за пределами Германии проживает 2,5 млн. этнических немцев, из них около 2 млн. — в государствах, возникших на территории бывшего СССР.

Соединенные Штаты Америки

В мире есть богатые и процветающие страны, возникшие благодаря иммиграции и иммигрантам: это в первую очередь США, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Иммиграционная политика этих стран, в общем, открытых для иммигрантов, претерпевала со временем существенные изменения.

В США, например, первые ограничивающие законы, не разрешающие въезжать в страну преступникам и проституткам, появились еще в 1871 г. С 20-х гг. XX в. была введена практика квотирования, в 1929~г. появилась сложная система расчета национальных квот (которые были отменены в 1965г.).

Для США, называемой страной иммигрантов, защита и помощь иммигрантам и беженцам традиционно декларировались в числе гуманитарных приоритетов внешней и внутренней политики. США действительно принимали и принимают большое участие в решении проблем, связанных с вынужденной миграцией:

- На протяжении десятилетий США являются главным донором международных и прочих организаций, помогающих беженцам и перемещенным лицам. Доля взносов США в УВКБ, MOM, Красный Крест в начале 1990-х гг. превышала 20% общей суммы взносов всех участвующих в их деятельности стран. США занимают лидирующие позиции среди стран, предлагающих постоянное расселение беженцам: число беженцев, переселенных США за 1975— 1992 гг., составило около 1,58 млн. человек. В 1993 г. на территории страны проживало 473 тыс. беженцев.

- Свидетельством большого интереса США к проблемам беженцев, являющихся объектом не только гуманитарных акций, но и внешнеполитических интересов США, является тот факт, что комиссии обеих палат конгресса, в особенности по международным отношениям и юриспруденции, осуществляют консультирование политики, касающейся иммиграции и беженцев, и наблюдение за ее реализацией.

- В стране существует сложная структура органов, оказывающих международную помощь беженцам и их переселению. В ее состав входят: бюро по программам в отношении беженцев (в составе Госдепартамента), Служба иммиграции и натурализации (в составе Министерства юстиции), Управление по делам переселения беженцев (в составе Министерства здравоохранения и социальных услуг), а также Агентство международного развития, осуществляющее программы, адресованные беженцам, и Управление координатора США по делам беженцев В 1991 г. расходы Госдепартамента и Министерства здравоохранения на программы переселений и помощь беженцам превысили 1 млрд. долл.

В большинстве штатов действует координатор по делам беженцев. Он координирует деятельность по переселению и интеграции беженцев частных организаций, таких, как местные общественные группы, организации взаимопомощи и частные добровольные агентства.

В 1950— 1970-е гг. участие США в приеме и размещении на своей территории беженцев осуществлялось в соответствии с законами «О перемещенных лицах» 1948 г., «О помощи беженцам» 1953 г., «Об иммиграции и национальности» 1965 г. Однако сама процедура приема и переселения беженцев не была упорядочена, содержала ограничения идеологического и географического характера.

Устранить указанные недостатки, прежнего законодательства был призван акт «О беженцах» 1980 г., ставший основополагающим нормативным документом в этой области. С принятием акта в американскую юриспруденцию было введено определение беженца, вытекающее из Конвенции ООН 1951 г., которое предполагает «обоснованную угрозу преследований». Под определение беженца не подпадали жертвы стихийных бедствий, агрессии, гражданских войн и беспорядков (за ними признавалось лишь право на гуманитарную помощь), а также так называемые экономические мигранты. В акте представлен механизм определения численности беженцев, которые могут быть приняты каждый финансовый год, и сформулированы основные положения, регулирующие осуществление программ переселений.

Президент на основе консультаций с конгрессом ежегодно устанавливает максимальное число беженцев, которые могут быть приняты из каждого региона мира в данный финансовый год. Это не квоты, и неиспользованные места не переходят на следующий год. В течение года по мере необходимости утвержденные цифры приема беженцев, как по по отдельным штатам, так и в целом по стране, могут пересматриваться по согласованию между президентом и конгрессом. Однако, как правило, вносимые изменения незначительны по масштабам и составляют всего несколько тысяч. Основную роль в разработке предложений по численности и региональному распределению принимаемых беженцев играет Бюро по программам в отношении беженцев. Многие десятилетия прослеживалась ориентация на помощь беженцам из стран с «левыми режимами» и уклонение от помощи беженцам из стран с «правыми режимами». Управление по вопросам переселения беженцев занимается внутренними аспектами переселения с точки зрения расходов и последствий, которые могут сказаться на положении штатов и местных общин. Координатор управляет федеральной помощью беженцам и эмигрантам, а также контролирует выполнение программ.

Современная система переселения складывалась в течение нескольких десятилетий, начиная с программ переселения перемещенных лиц после Второй мировой войны. Среди наиболее известных — программы переселения венгерских, советских, кубинских беженцев и беженцев из стран Индокитая, причем две последние программы отличались масштабностью, большой продолжительностью и существенным объемом финансирования.

Поскольку обычно число прошений превышает возможности переселения, приоритет отдается тем, у кого есть связи с США или родственники, легально проживающие в стране. В юридической практике США существует б пунктов, в соответствии с которыми претендент получает приоритет перед другими.

Беженцы, переселяющиеся в США, на начальном этапе их пребывания в стране получают материальную и социальную поддержку в соответствии с программами, не только предусматривающими удовлетворение насущных потребностей, но и призванными содействовать скорейшему (насколько это возможно) самообеспечению и интеграции в американское общество. Бюро по программам в отношении беженцев заключало с добровольными агентствами соглашения об оказании необходимой помощи переселенцам в течение первых 90 дней пребывания в США, в частности об обеспечении их питанием, одеждой, жильем, медикаментами и прочими услугами, об организации их профессиональной подготовки и переподготовки, обучения английскому языку, обучения детей младшего и среднего школьного возраста по специальным программам. Переселенцам выделялись гранты. Например, грант на расселение одного беженца составлял в 1991 г. 957 долл.

Большинство иммигрантов, переселяющихся в США, получают помощь именно от указанных агентств, а точнее — от их членов, действующих непосредственно на местах зачастую при поддержке добровольческих, религиозных и гражданских групп.

Исследования показали, что добровольные агентства работают никак не хуже, чем большинство государственных или федеральных органов, ведающих вопросами расселения, а возможно, и лучше. Даже когда беженец перестал быть беженцем, получив гражданство США, добровольные агентства могут оказывать ему материальную и психологическую помощь.

Помимо добровольных агентств в организации жизни беженцев важную роль играют и частные группы самопомощи, известные как ассоциации взаимопомощи, которые создаются на базе переселенческих общин и в большей мере учитывают их этническую специфику. Правительство также выделяет им гранты на осуществление таких услуг, как ориентация, консультирование, содействие в трудоустройстве, перевод документации.

Иммигранты стремятся селиться компактно, чтобы жить в привычной социокультурной среде, оказывать взаимопомощь и легче пройти период адаптации. Однако в случае больших концентраций иммигрантов, как это было с кубинцами, а также выходцами из Индокитая и СССР, требуется большой объем средств и социальных услуг, особенно на начальном этапе переселения. Это может оказывать негативное влияние на состояние принимающих общин. В целях предотвращения указанных последствий, а также ограничения вторичных миграций был разработан специальный проект альтернативных благоприятных мест расселения беженцев с возможностями трудоустройства и получения необходимого комплекса услуг, что делало эти места весьма привлекательными для иммигрантов. Если же мигранты отказывались селиться в предписанном месте, им угрожало прекращение помощи.

На первом этапе жизнь иммигранта сопряжена с немалыми трудностями. Однако чем дольше он проживает в США, тем у него больше шансов найти хорошую работу, а следовательно, он не только не будет нуждаться в помощи, но и сам начнет платить налоги в казну. Согласно опросу 1990 г. 76,1% беженцев имели работу или не пользовались государственной помощью уже через полгода после переезда в США. Социологи рассматривают ассимилировавшихся в США беженцев не как «типичных представителей меньшинств», а как «типичных американцев» — трудолюбивых, ориентированных на достижение успеха и т.д. Кстати, и в других странах, в том числе и в России, данные опросов показывают большую целеустремленность иммигрантов, их готовность заняться предпринимательством, в чем они нередко опережают коренное население. Поэтому американские социологи всегда были склонны рассматривать иммигрантов не столько как обузу, сколько как потенциальный актив общества, а первоначальные расходы на них — не как издержки, а как инвестиции, которые вскоре окупят себя. Лица, уже находящиеся на территории США или на ее границах, также могут подать прошение о предоставлении убежища, как правило, в местное отделение службы иммиграции и натурализации, представители которой проводят с ними собеседования. Иммигрант, который подлежит высылке с границ или депортации из страны, также может подать заявление о предоставлении убежища местному судье по иммиграционным вопросам, и такое дело подлежит слушанию. Прошения принимаются вне зависимости от правового положения иммигранта: прибыл ли он в США по туристической или другой не иммиграционной визе, или у него истек срок официального разрешения на проживание в стране, или он попал в страну нелегально. Следует отметить, что требования по отношению к лицам, ищущим убежище в США, более жесткие, чем к лицам, подавшим прошение о переселении в США в рамках осуществляемых программ.

Лица, которым предоставлено убежище на территории США, не засчитываются в ежегодные квоты приема беженцев, переселяющихся из-за рубежа. Четыре года спустя после получения официального статуса на основе Закона «Об иммиграции» 1990 г. (п. 4) беженец может подать прошение о предоставлении ему американского гражданства.

Число прошений о предоставлении убежища сильно колеблется по годам. Например, в 1987 г. было подано 26 тыс. прошений, в 1989 г. — 102 тыс., в 1991 г. — 61 тыс. Однако число лиц, которым было предоставлено убежище, весьма невелико: в 1989 г. — 9,2 тыс., в 1991 г. — 2,7 тыс. Это не идет ни в какое сравнение с числом беженцев, получающих вид на жительство в США в рамках программ переселений.

Постоянный вид на жительство может быть предоставлен по трем каналам: путем предоставления статуса беженца за пределами США, предоставления убежища после прибытия в США, а также путем прохождения обычных иммиграционных процедур. Кроме того, министр юстиции может разрешать въезд иностранцев в США по гуманитарным соображениям, а также продлить временный статус иностранцев, предоставив режим отложенного добровольного отъезда или временного защищаемого статуса, введенного в юридическую практику Законом «Об иммиграции» 1990 г.

Однако, несмотря на жесткие ограничения, для США характерен интенсивный приток нелегальных иммигрантов, составляющий, по оценкам, около 300 тыс. человек в год. Для его сдерживания был принят Закон «Об иммиграционной реформе и контроле» 1986 г., предусматривавший, в частности, санкции (вплоть до тюремного заключения) против предпринимателей, которые нанимали иностранцев без соответствующих документов. Вместе с тем закон допускал амнистию или предоставление времённого вида на жительство всем нелегальным иммигрантам, которые могли доказать, что они проживают в США с 1982 г. или раньше. Однако для легализации требовался довольно большой объем документации, да и стоимость процедуры была относительно высока: только пошлина на одну семью составляла 420 долл., 75 долл. стоило консультирование, 25 долл. — фотографии и снятие отпечатков пальцев. В интересах воссоединения семей предусматривались определенные льготы.

В результате иммиграционной реформы резко возросло число официальных прошений о предоставлении убежища и иммиграции. Особенно эффективно указанный закон действовал против нелегальной иммиграции из Центральной Америки.

Источник: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6.: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 81 - 103.

 

Просмотров: 4052
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.




Другие новости по теме:

  • Cетевой информационный центр стран Азии и Тихоокеанского региона
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)
  • Всемирный день беженцев
  • ГОЛОВНОЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ ГРАЖДАН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев
  • Лагеря и поселения беженцев
  • Лев в мифосознании и культе многих стран
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Миграционная политика зарубежных стран
  • Неправительственные организации переселенцев
  • ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти)
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РЕАБИЛИТАЦИЯ ИММИГРАНТОВ И БЕЖЕНЦЕВ
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ И ИММИГРАНТАМ
  • Тип организаций стран третьего мира
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
  • Устойчивость языка иммигрантов
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Экономика развивающихся стран



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь