|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.
Иммиграция(от лат. immigro — вселяюсь) — въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания или длительного пребывания и, как правило, получения ее гражданства. Она оказывает значительное влияние на динамику, численность, возрастно-половую и этническую структуру населения. Иммигрантом называется лицо, въезжающее в другую страну на постоянное местожительство и с целью получения ее гражданства. Организация Объединенных Наций рекомендует определять иммигранта как человека, покинувшего страну своего последнего местожительства и прибывшего в другую страну на срок более чем один год. Однако такое определение иммигранта ООН пока не находит всеобщего признания, несмотря на то что работа по унификации национальных определений ведется с 1970 г. В конце 1980-х гг. к этой работе присоединился Статистический комитет Европейского союза (Евростат). Во многих странах есть свои особенности и критерии определения статуса иммигранта. Например, в Германии иммигрантом считается «лицо, которое пересекает границу с намерением устроиться в стране», в Японии — «национальные граждане и иностранцы, которые приезжают из-за границы», в США — «лица, въезжающие в страну безвозвратно с целью постоянного в ней проживания с последующим получением американского гражданства», в Израиле и Канаде — «лица, въезжающие в страну с целью постоянного проживания» и т.д. Иммиграция определяется социально-экономическими, военно-политическими, этническими (национальными), религиозными, эколого-географическими, демографическими и другими причинами. Непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам: - различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры — в других; - существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня; - перенаселение преимущественно отсталых регионов мира; - различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию. Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и существенную, а иногда и решающую — в формировании новых государств (например, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Канады, Аргентины и др.). Кроме традиционных стран иммиграции со второй половины XX в., ими стали практически все страны Западной и Северной Европы. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, а также Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. В Докладе о международной миграции, опубликованном Отделом народонаселения ООН в 2002 г., отмечается, что в настоящее время около 175 млн. человек проживают вне стран их рождения. Большинство мигрантов живет в Европе (56 млн. человек), Азии (50 млн. человек) и Северной Америке (41 млн. человек). За период 1990 —2000 гг. число мигрантов в более развитых регионах мира выросло на 23 млн. человек. Доля «чистых» мигрантов составила здесь 18% от общего числа родившихся, обеспечив 2/3 прироста населения развитых стран. К началу XXI в. главными центрами притяжения мигрантов были США и Западная Европа. В 1990-е гг. в США въехало более 9 млн. легальных и (по оценкам) около 2 млн. нелегальных иммигрантов, причем 85% из них — из стран Азии и Латинской Америки. В страны ЕС ежегодно въезжает более 1,3 млн. человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Во второй половине XX в. все большую роль начинает играть трудовая миграция. Интернационализация экономики, с одной стороны, и неравномерность экономического и демографического развития стран — с другой, привели к тому, что миграция труда приобрела беспрецедентное социально-экономическое и политическое значение в современном мире, превратившись поистине в глобальный феномен. По оценкам ООН и МОТ, только легальных трудовых мигрантов в мире в конце 1990-х гг. насчитывалось от 120 до 200 млн. по сравнению с 75 млн. в 1965 г. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. Принято классифицировать страны на принимающие, страны выезда и транзита. Традиционные роли отдельных стран в международной миграции меняются. Обследование МОТ миграционной ситуации в 152 странах мира показало, что с 1970 по 1990 г. число стран-импортеров труда возросло с 39 до 67, стран-поставщиков — с 29 до 55, число стран со смешанным миграционным статусом — с 4 до 15. Если страна, которая традиционно относилась к донорам, включается в глобализационные процессы (например, через активное инвестирование международного капитала, создание на ее территории крупных ТНК, офшорных зон и т.п.), то эта страна начинает притягивать трудовые ресурсы соседних государств и таким образом превращается в принимающую. Так произошло со многими странами, экономика которых начала бурно развиваться в новейшее время благодаря вложениям транснационального капитала в промышленность и сельское хозяйство (страны Южной Европы), нефтяные ресурсы (Кувейт и другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока) или в высокотехнологичные отрасли (Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань). Конечно, эти процессы находятся еще в начальной стадии и, может быть, пока не изменили привычной картины мира, однако скорость их развития позволяет предположить, что кардинальные изменения могут произойти гораздо быстрее, чем общество сможет адаптироваться к ним. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах — основная движущая сила трудовой миграции. В 1995 г. почасовые затраты на оплату труда в производстве составляли 0,25 долл. в Индии и Китае; 0,6 - в России; 2,09 - в Польше против 17,20 в США; 23,66 — в Японии; 31,88 — в Германии. Происходит концентрация международных мигрантов в определенных странах и регионах мира. ООН констатирует, что 90% международных мигрантов проживают в 55 странах. В результате иммигранты составляют 4,6% численности постоянного населения развитых стран, в то время как в развивающихся странах их не более 1,6%. Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и Западной Европе (6,1%). Столь высокая концентрация некоренного населения негативно сказывается на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике в этих странах. Недооценка влияния иммиграции во второй половине XX в. привела (и это мало кто предвидел) к возникновению обществ со слишком большим культурным и этническим разнообразием, и каждой из указанных стран пришлось выбирать собственный путь его регулирования: ассимиляция чуждых влияний, дифференциальное их исключение или создание мультикультурного общества. Современную Россию можно также отнести к странам иммиграции. Иммиграционные потоки в ней можно условно разделить на три составляющие: - Реэмиграция — въезд титульных народов России. По официальным данным, с 1992 г. из бывших союзных республик в Россию прибыло более 5 млн. человек. - Иммиграция из старого зарубежья, которая представлена двумя основными категориями мигрантов: а) транзитными и нелегальными иммигрантами из 56 стран. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства оценивается в 1,2 млн. человек. Существует тенденция к ежегодному увеличению этой категория иммигрантов; б) постоянными и временными экономическими иммигрантами из Китая и Вьетнама — приблизительно 50 тыс. человек. - Экономическая иммиграция временных рабочих из бывших республик СССР. Основную часть — две трети гастарбайтеров — дает Украина. Временные работники привлекаются преимущественно в сферу материального производства: строительство, промышленность, транспорт, а также в сельское хозяйство. По классификации ООН 1994 г. Россия характеризуется как страна эмиграции и иммиграции. Система мер по регулированию иммиграционных потоков в большинстве стран включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; институционные службы по иммиграции; межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы. Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, и устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации — национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел. В России с 2002 г. эти функции возложены на Министерство внутренних дел РФ. В концептуальном отношении есть четыре основных пути, которыми страна может реагировать на иммиграцию: - полное ее исключение; - дифференциальное исключение, или сегрегация; - ассимиляция; - развитие мультикультуры. Полное исключение означает предотвращение въезда иммигрантов в страну. При дифференциальном исключении (сегрегации) иммигранты временно объединяются в некоторые социальные подсистемы и включены только в некоторые области жизнедеятельности общества (прежде всего в трудовой рынок), но лишены доступа к другим. Исключение может производиться посредством юридических механизмов (отказ в гражданстве или различия между правами граждан и неграждан) или неофициальными методами (расизм и дискриминация). Ассимиляция представляет собой политику включения иммигрантов в общество через односторонний процесс адаптации: ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Роль государства в ассимиляции заключается в создании условий, благоприятных для индивидуальной адаптации и трансформации культуры и большинства ценностей иммигрантов. Ассимиляции способствуют главным образом использование доминирующего языка и обучение детей иммигрантов в местных школах. Развитие мультикультуры подразумевает готовность большинства общества принять культурное различие и в соответствии с этим изменить свое социальное поведение и даже социальные структуры общества. Сегодня такая культурная политика существует в Канаде, Австралии и Швеции. В ряде других стран она осуществляется только в определенных областях, например в образовании. Источники: Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2005. С. 112 - 114. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 314 — 315.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|