|
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ– раздел возрастной психологии, предметом исследования которого являются закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности развития и функционирования психики человека на стадии зрелости. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. С возрастом происходит не только наращивание или спад умственных сил, но иногда затухание и даже утрата некоторых ценных психологических качеств. Взрослому человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в уровне жизненного и профессионального опыта, своеобразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, преобладающих психических состояниях и т. д. Человек в зрелом возрасте имеет сложившийся характер, жизненный опыт, который помогает ему более мудро общаться, строить взаимоотношения с другими людьми, решать практические задачи. Исследования взрослых людей выявили, что границы сохранения активности и творческих способностей человека могут быть существенно расширены за счет организации жизни и деятельности человека. П.в. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов зрелого человека, достигшего высокого уровня развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров. В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание, затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека и наконец – нравственная, мировоззренческая и профессиональная зрелость как свидетельство ее возможностей эффективно осуществлять практическую или теоретическую деятельность. Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант выделяют следующие характерные периоды жизни. Возраст 16–22 года – время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни. Возраст 23–28 лет – фаза характеризуется утверждением самого себя. В эти годы формируются четкие жизненные цели, многие стремятся иметь старшего друга – наставника, обладающего немалым жизненным опытом. Возраст 29–32 года. Происходит переоценка ценностей, проявляется эмоциональная неустойчивость, часты перемены настроений. Возраст 33–39 лет. Период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достигаются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если таковая существует. Возраст 40–42 года. Сложный переходный период. Достигнутые успехи кажутся недостаточными, возникает чувство, что «жизнь проходит зря». Ухудшается здоровье. Возраст 43–50 лет. Новое равновесие. Стабильность. Возможен творческий подъем, деятельность весьма продуктивна. После 50 лет. Человек приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают вопросы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремление избегать конфликтов, продуктивность труда может быть высокой.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|