|
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ– совместная учебная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний. Р. – процесс возникновения на каждой степени новых качеств, «новообразований», подготовленных всем предыдущим ходом Р., но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях, а также достижение личностью более высокого уровня. Психическое Р. включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и систем. В психологии существует несколько подходов к соотношению О. и Р.: - О. пассивно следует за Р. и приспосабливается к его уровням; Р. определяется стадиями биологического созревания; отрыв Р. от О.; - О. отождествляетсяс Р., когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах Р.; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали; - О. ведет за собой Р., преломляясь через его внутренние условия; О. актуализирует наличный уровень Р.; зона ближайшего Р. – способ Р., который вначале возможен только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становится внутреннем достоянием самого человека. При этом О. может обеспечивать функциональное Р. (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному Р. (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики; - Р. имеет свою внутреннюю логику движения и самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости. Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального О. как планомерной организации деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального Р. человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня способностей и знаний, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального Р., в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного Р. психических функций как источников профессионального Р., в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|