Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СХОЛАСТИКА



СХОЛАСТИКА

– (буквально: "школьная наука") – получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной, достаточно схематической форме путем заучивания библейских догматов и книг выдающихся на то время церковных авторитетов в области религиозного (христианского) мировоззрения. В историко-философском смысле СХОЛАСТИКА – второй, вслед за патристикой (см. патристика), крупный этап в развитии западной религиозной (христианской) философии. Различают: раннюю схоластику (XIX-XII вв., крупные представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.). Для этого периода характерна слитность, нерасчлененность религии, философии, научных знаний. Анализировалась христианская догматика, выяснялась природа общих понятий (универсалий) и соотношение их с именами (номинами), обозначавшими отдельные, конкретные явления (спор номиналистов и реалистов). Шла речь о взаимодействии разума и веры, философии и теологии, выяснялась их роль и соподчиненность. Еще большее внимание этим вопросам уделяла средняя (зрелая) схоластика (XIII в.: Альберт Великий, Дунс Скот, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и др.). В этот период предпринимается попытка отделить философию от теологии (возрождается концепция "двойственной истины", идущая от арабской философии, от Аверроэса и др., суть которой заключалась в том, чтобы не смешивать философию и религию, считать их обеих самостоятельными, самоценными формами знания; разными путями, ведущими к истине). В схоластике эта проблема решалась все-таки в пользу религии, философии вменялась подчиненная роль, роль "служанки богословия". Философия должна была с помощью разума обосновывать и подкреплять веру. Поэтому философы данного периода много занимались доказательством бытия бога, обоснованием истинности и ценности именно христианской религии (работы Фомы Аквинского: "Сумма против язычников", "Сумма теологий" и др.). При этом использовалась логика Аристотеля, поэтому в данный период возрождаются идеи аристотелизма, натурфилософии, осуществляется окончательная систематизация христианского вероучения, оно становится хрестоматийным. Поздняя схоластика (XIV-XV вв.) завершает схоластическое знание и подготавливает переход к эпохе Возрождения и Реформации католицизма. Этот период характеризуется усилением рационализма, подвижками в развитии научного мышления, появлением недогматических мировоззренческих доктрин ("Божественная комедия" Данте, пантеизм Н. Кузанского, оригинальная концепция бытия и мышления У.Оккама и др.), критикой папства и роли официальной Церкви. С XIV века в качестве главенствующей философии католицизма оформляется учение Фомы (Томаса) Аквинского, оно получает название томизма и отождествляется с ортодоксальной схоластикой. В период Возрождения, названного эпохой гуманизма, схоластика перестает быть единственной и авторитетной формой духовной жизни. Начиная с XV-XVI вв. она постепенно все более и более оттесняется на периферию культуры того времени и среди свободомыслия Просвещения (XVIII в.) получает отрицательный смысл: рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование, бесплодное занятие, игра в слова и умозаключения, содержание которых остается непонятным и поэтому неусвоенным. И в этом отрицательном смысле данный термин часто употребляется в современной лексике, не соотносясь при этом с его историко-философским содержанием.

Просмотров: 875
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • »ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ»
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Классический период греческой философии
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • НЕМЕЦКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ
  • Натурфилософский период греческой философии
  • Ориентации и переориентации религиозной философии
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии
  • Позитивизм и материализм в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Предмет религиозной философии
  • Проблема универсалий в средневековой философии
  • Пробуждение национального самосознания в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Тенденции и дискуссии западной философии последних десятилетий XX века. Введение
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь