Групповая психотерапия

– это метод, который применяется как в лечебных целях, так и для оказания психологической помощи. Ведущим механизмом развития группового процесса в коллективной психотерапии являлось объединение членов группы в коллектив с общими целями и задачами, направленными на взаимное влияние, поддержку, обмен информацией для улучшения процессов осознания механизмов развития болезни и изменения стереотипов восприятия мира и поведения. В значительной степени коллективная психотерапия была также дидактической. Перед больными ставились вполне ясные задачи, и роль врача была центральной. Врач играл активную роль в выбираемом процессе обсуждения, запускал процесс, ставил вопросы, побуждал к обсуждению, корректировал тему, разъяснял, исправлял ошибки суждений путем специальных технических приемов (техника «психотерапевтического зеркала», техника «анонимного обсуждения»).

Групповая психотерапия же использует в лечебных целях механизм групповой динамики, т. е. процесс, который развивается во времени и является результатом взаимоотношений и взаимодействий в группе, иногда без четкой программы обсуждений, предмета обсуждений, особенно на первых этапах развития группового процесса, и целиком является актом творческого развития группы и каждого ее члена в отдельности. В процессе такого взаимодействия каждый член группы является источником своих собственных изменений. Роль врача в групповой психотерапии состоит в том, чтобы обеспечивать в техническом плане взаимодействие в группе.

История вопроса

История вопроса уходит в первоначальный опыт группового воздействия, связанный с именем Франца Антона Месмера (1734–1815). Как известно, тогда международная комиссия во главе с Бенджамином Франклином обвинила его в том, что пациенты излечивались не в результате «животного магнетизма», а силой внушения и взаимной индукции.

Всетаки настоящая история возникновения психокоррекционных групп относится к Америке в начале XX столетия. Джозеф Претт впервые ввел термин «репрессивновдохновляющей» групповой терапии. Это был бостонский врач, лечивший больных туберкулезом, которые проходили амбулаторный курс. Он первоначально исходил из экономических соображений и затрат времени, собирая больных в группы. Постепенно он убедился в эффективности процесса группового сплочения и взаимной поддержки, в эффективности влияния одного человека на другого в группе и группы в целом. На Претта оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания при лечении больных неврозом.

Следующий этап в развитии групповой психотерапии связан с именем Зигмунда Фрейда. З. Фрейд интересовался группами, но с позиций изучения психологии масс и тенденциями участников группы следовать за сильными лидерами. «Психологией масс движет деструктивная направленность к саморазрушению» – такой вывод сделал З. Фрейд.

Во время Второй мировой войны в Америке обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла острая необходимость в социальнопсихологической помощи большому числу инвалидов, что явилось толчком к развитию групповой психотерапии. Среди тех, кто в это время развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, есть еще несколько известных имен: Самьюэль Славсон, Александр Вольф. Первый ввел в групповой процесс проигрывание конфликтов, второй – интерпретацию сновидений, метод свободных ассоциаций.

Психокоррекционные группы – наиболее адекватное обозначение групп, участвующих в групповой психотерапии. Их много в зависимости от целей и задач, ими реализуемых: Тгруппы (группы тренинга); группы встреч, гештальтгруппы, психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством (арттерапии). Тгруппы созданы только для здорового населения, остальные могут быть ориентированы поразному в зависимости от клиентуры.

Сторонники групповой динамики признают еще один главный приоритет в развитии теории психокоррекционных групп – Курт Левин. Его «теория поля» – сердцевина социальной психологии группы. Он говорил (50е годы): «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В связи с этим целесообразно изложить теорию межличностного общения или «Теорию поля», так называемое «Окно Джогарри». Авторы последнего – исследователи Джозеф Лафт и Гарри Инграм. Люди взаимодействуют между собой различными полями.

1. Арена – область, где один человек не защищается от другого. Это область взаимного согласия.

2. Фасад – каждый взаимодействующий имеет подспудные зоны, где один человек скрыт от другого.

3. «Слепое пятно» – область, где человек неадекватно видит себя или вообще не видит. В эту область попадают глубинные мотивы, неосознаваемые потребности и мотивации, установки, ценности, ориентации, конфликты. Это область, где действуют защитные психологические механизмы – вытеснение, рационализация и т. п. Для преодоления этой зоны человек должен получить «обратную связь».

4. Область скрытых потенций – это область, где следует раскрыть творческий потенциал личности.

Уменьшению области фасада препятствуют тревога, страх, социальные оценки. Для того, чтобы ее уменьшить, инициатива должна исходить от самого человека, следует его побудить идти по пути эксперимента с действительностью, на преодоление реакции избегания. Для этого нужны определенные условия, которые не подкрепляли бы прежние реакции. Следует создать встречный процесс «эмоциональной поддержки». Человек имеет право не быть осужденным.

Работа со «слепым пятном». Это попадание в неловкие ситуации, где включаются защитные психологические механизмы, касающиеся, прежде всего, функции самооценки. Это механизм фрустрации, где человек может увидеть себя через отражение в другом.

Что испытывает человек, который получает «обратную связь» от другого? Прежде всего, срабатывает механизм неприятия. Поскольку часто обратная связь дается не к месту и не с теми эмоциями, возникает конфликт, напряжение, перепалка, где рациональное исчезает. Использование этого фактора в групповой психотерапии очень эффективно.

Групповая психотерапия – это система зеркал, дающая объемное представление о себе, которая расширяет диапазон выбора и те проблемы, которые ранее не решались, сейчас могут быть решенными.

Для того, чтобы обратная связь осуществлялась должным образом и не вызывала сопротивление пациентов, в групповом процессе их следует обучить тому, чтобы высказывания носили описательный характер.

Не давать оценок, а давать описание чувств, ощущений, переживаний, мыслей.

1. Давать обратную связь с раскрытием собственного эмоционального состояния (путем присоединения или отмежевания).

2. Описывать не только свое эмоциональное состояние, но и второго участника взаимодействия.

4. Описать предположительные мотивы поведения второго человека, который находится в центре внимания («Я беру на себя ответственность знать мир другого человека больше, чем он»).

5. Обратная связь должна больше исходить из потребности того человека, кому она предоставляется.

6. Обратная связь исходит из фактов «сейчас».

7. Применение приема «стопкадр» снижает сопротивление (это функция руководителя группы).

Преимущества групповой формы.

1. Удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В нашем обществе все в большей мере продуцируется принцип одиночества.

2. Опыт, приобретаемый в группе, оказывает противодействие отчуждению, помогает решению проблем при межличностном взаимодействии.

3. Возможность получения обратной связи.

4. Возможность идентификации себя с другими участниками группы и использование эмоциональной связи при оценке собственных чувств, поведения, установок и формирования Яконцепции личности, более адекватной реальности.

5. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции.

6. Гибкость групповой психотерапии делает ее пригодной для большого контингента.

7. Экономические выгоды. Обходится менее дорого и терапевту, и участнику, чем контакты один на один.

Просмотров: 1875
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • ГЕШТАЛЬТ ГРУППЫ
  • Группы влияния
  • ГРУППЫ ВСТРЕЧ
  • Группы встреч
  • Группы достижения изменений
  • Группы поддержки
  • ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ
  • ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ
  • КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ
  • Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия)
  • Метод номинальной группы
  • Механизмы групповой психотерапии
  • Механизмы лечебного действия групповой психотерапии
  • Модель руководства, ориентированная на обмен руководитель—член группы
  • Особенности групповой психотерапии у психически больных клиентов и проблемы их социальнопсихологической реабилитации
  • Психические расстройства при СПИД у лиц группы риска
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • Социальные группы
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • Социальные группы
  • СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • Техника «это еще не все»
  • Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных
  • Цели групповой психотерапии
  • Частота и длительность сеансов при групповой психотерапии
  • Человек — это звучит гордо
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь