Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ТОЛМЕН



ТОЛМЕН

(Tolman) Эдуард Чейс (1886-1959) — американский психолог, специалист в области общей и экспериментальной психологии, психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Теоретик необихевиоризма, создатель его когнитивного направления. Президент АРА (1937), председатель Общества психологических исследований социальных проблем (1940), поч. д-р наук Йельского ун-та (1951), ун-та Макгилл (1954), поч. д-р права Калифор-нйского ун-та. Лауреат премии Американской психологической ассоциации (1958). Окончил Массачусетский технологический ин-т (бакалавр, 1911), затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те (магистр, 1912; д-р, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии Северо-Западного ун-та (1915— 1918). С 1918 г. — преподавал в Калифорнийском ун-те в Беркли (ст. преподаватель, 1920-1922; доцент, 1923-1928; профессор, 1928—1954). Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Ее созданию предшествовало экспериментальное изучение процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс, которые бросали вызов теориям стимул-реакия, доминирующим после 1930-х гг. В противовес строгому бихевиоризму Дж. Уотсона, Т. доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа стимул— реакция, а из целостных актов. Эти акты включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и опосредствуются когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. Поэтому сущность обучения, по Т., определяют познавательные экспектации (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись Т. в понятие промежуточные переменные, т. е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией, и мыслились Т. как образования физические, а не психологические. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал молярным с целью противопоставить взгляд на поведение (как на целостный процесс) молекулярному бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов. Исследования Т. внесли много нового в трактовку классическим бихевиоризмом процесса научения. Преодолевая механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия (латентное научение). В статье Cognitive maps in rats and men (Psychological Review, 55, 1948) Т. не только приводил доказательства против бихевиористской теории стимул-реакия, но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущий к ненависти и нетерпимости, порождаемый узкими когнитивными схемами. Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как ненаблюдаемое , целенаправленность действия не получала причинного объяснения. Когнитивный поворот в теории научения, произошедший после 1960-х гг. нельзя считать возвращением к Т. Основанные на компьютерной технике теории сознания действительно пользуются терминами экспектиции и когнитивные карты , введенными Т.,но по своей сути они ближе к механистическим теориям Халла, чем к его концепциям взаимосвязанности. Т. был великим психологом, но ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х гг. в области. Основные труды Т.: Purposive Behavior in Animals and Men, 1932; Collected Papers in Psychology, Berk., 1951; Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning, U. C. Press, 1958 и др. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Просмотров: 911
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • АВТОМАТИЗМ в психологии
  • Видеотехника в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Методы психологии
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Отрасли психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Психотерапия, основанная на глубинной психологии
  • ТОЛМЕН (TOLMAN) ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959)
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • автоматизм (в психологии)
  • взаимоотношения (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • заражение (в психологии)
  • обьект исследования (в психологии)
  • отчуждение (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • предмет психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь