Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
ТОЛМЕН(Tolman) Эдуард Чейс (1886-1959) — американский психолог, специалист в области общей и экспериментальной психологии, психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Теоретик необихевиоризма, создатель его когнитивного направления. Президент АРА (1937), председатель Общества психологических исследований социальных проблем (1940), поч. д-р наук Йельского ун-та (1951), ун-та Макгилл (1954), поч. д-р права Калифор-нйского ун-та. Лауреат премии Американской психологической ассоциации (1958). Окончил Массачусетский технологический ин-т (бакалавр, 1911), затем аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те (магистр, 1912; д-р, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии Северо-Западного ун-та (1915— 1918). С 1918 г. — преподавал в Калифорнийском ун-те в Беркли (ст. преподаватель, 1920-1922; доцент, 1923-1928; профессор, 1928—1954). Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Ее созданию предшествовало экспериментальное изучение процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок, примененному к обучению крыс, которые бросали вызов теориям стимул-реакия, доминирующим после 1930-х гг. В противовес строгому бихевиоризму Дж. Уотсона, Т. доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа стимул— реакция, а из целостных актов. Эти акты включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных отношений, построение и проверку гипотез и опосредствуются когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. Поэтому сущность обучения, по Т., определяют познавательные экспектации (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись Т. в понятие промежуточные переменные, т. е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией, и мыслились Т. как образования физические, а не психологические. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал молярным с целью противопоставить взгляд на поведение (как на целостный процесс) молекулярному бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов. Исследования Т. внесли много нового в трактовку классическим бихевиоризмом процесса научения. Преодолевая механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму, Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия (латентное научение). В статье Cognitive maps in rats and men (Psychological Review, 55, 1948) Т. не только приводил доказательства против бихевиористской теории стимул-реакия, но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущий к ненависти и нетерпимости, порождаемый узкими когнитивными схемами. Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, в концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как ненаблюдаемое , целенаправленность действия не получала причинного объяснения. Когнитивный поворот в теории научения, произошедший после 1960-х гг. нельзя считать возвращением к Т. Основанные на компьютерной технике теории сознания действительно пользуются терминами экспектиции и когнитивные карты , введенными Т.,но по своей сути они ближе к механистическим теориям Халла, чем к его концепциям взаимосвязанности. Т. был великим психологом, но ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х гг. в области. Основные труды Т.: Purposive Behavior in Animals and Men, 1932; Collected Papers in Psychology, Berk., 1951; Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning, U. C. Press, 1958 и др. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|