Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ТИХОМИРОВ



ТИХОМИРОВ

Олег Константинович (1933—2001) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии мышления, искусственного интеллекта и информатики. Д-р психологических наук (1968), профессор (с 1970). Зав. кафедрой общей психологии фак-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1990-2001). Чл. Ученого совета МГУ (с 1991), засл. профессор МГУ (с 1998). Чл. редкол. журнала Вестник МГУ. Серия 14. Психология. Награжден медалью За доблестный труд (1990). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ (1956), аспирантуру факультета (1959), защитив под руководством А.Р. Лурия канд. дис: Роль речи в регуляции движений у детей дошкольного возраста (1959). Основным результатом исследования было выделение и описание стадий развития произвольных движений в онтогенезе. Т. пришлось работать в различных учреждениях прикладного профиля. Опыт его деятельности как психолога-практика отражен в исследованиях оценки задержек психического развития у детей, в нейропсихо-логических исследованиях на материале нейрохирургической клиники, в работах по психодиагностике в интересах судебной психиатрии и др. Истоки основной научной концепции Т., посвященной психологии мышления, тесно связаны с идеями А.Н. Леонтьева. Подход к мышлению как деятельности позволил Т. теоретически разработать и экспериментально исследовать такие аспекты мышления как его мотивация, целеобразование, эмоциональная регуляция. С начала 1960-х гг. Т. руководил лабораторией Психологии мышления на фак-те психологии МГУ, где под его руководством разрабатывались методы анализа неосознаваемых психических процессов, недоступных для исследования на речевом уровне (регистрация движения глаз при решении задач, циклография движений пальца слепого шахматиста, использование физиологических коррелятов эмоций — КГР, частоты пульса и др.). В докт. дис. Т.: Структура мыслительной деятельности (1968) разработана смысловая теория мышления. Для интерпретации процессов творческого мышления введено понятие операциональных смыслов, проведено теоретико-экспериментальное исследование мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности (Эмоции и мышление/всоавт., М., 1980); предложена теория творческой деятельности человека, исследованы специфические механизмы управления поиском решения и формы отражения проблемной ситуации, разработано представление о двух стадиях в развитии высших психических функций. Мышление предстало как сложная многогранная человеческая деятельность, несводимая, в частности, к переработке символической информации (Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969). В 1970-1980-е гг. Т. исследует проблематику целеобразования в творческой деятельности (Психологические исследования творческой деятельности/ Ред. и соавт., М., 1975; Психологические механизмы целеобразования/Ред. и соавт. М., 1977; Психология мышления. М., 1984). В эти же годы под его руководством оформляется новое научное направление — психология компьютеризации. Т. формулирует психологические принципы проектирования систем информатики, обосновывает необходимость психологической оценки процесса компьютеризации и его последствий, проводит психологический анализ принятия решений в управленческой деятельности (Человек и компьютер/Ред. и соавт., М., 1972; Искусственный интеллект и психология/Ред. и соавт., М., 1976; ЭВМ и новые проблемы психоло-гии/в соавт., М., 1986; Психология компьютеризации, М., 1986; Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером (в соавт.), М., 1990). Направления исследований 1990-х гг. связаны с методологией психологической науки, предметом и структурой психологии, ее понятиями и принципами, системным подходом в психологии, психологией и философией (Понятия и принципы общей психологии, М., 1992). Т. вел большую преподавательскую работу, читал курсы лекций в МГУ, а также в ун-тах США, Германии, Мексики и др. странах. А. Е. Войскунский, О.Г. Носкова

Просмотров: 1018
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активизация творческой деятельности
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Методы психологии
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Научающее направление в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Операции мыслительной деятельности
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • Эволюционистское направление в психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • принципы психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь