Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СТИВЕНС



СТИВЕНС

(Stevens) Стэнли Смит (1906-1973) — американский психолог, специалист в области экспериментальной и сравнительной психологии, методов оценки и измерения, философии и теории психологии. Образование получил в Стэнд-фордском (бакалавр, 1931) и Гарвардском ун-тах (д-р, 1933). С 1932 г. — преподавал в Гарвардском ун-те (ассистент, 1932— 1935; преподаватель экспериментальной психологии, 1936—1938; ст. преподаватель, 1938; доцент, 1944; профессор психологии, 1944, профессор психофизики, с 1962). За свои научные достижения был награжден медалью Уоррена (Общество экспериментальных психологов (1943), наградой АРА: За выдающийся научный вклад (1960), золотой медалью Рейли (Британское акустическое общество, 1972) и др. Основная часть научной деятельности С. была связана с приложением математических методов к психологии (в основном в области психофизики) и с проблемами измерения. Первые статьи были написаны в период занятий на курсе Е.Д. Боринга по экспериментальной психологии. Боринг предложил С. заняться загадкой смешения цветов: при смешении красного и зеленого в цветовом колесе наблюдатель на определенном расстоянии воспринимает цвет как серый. С. выяснил, что необходимое расстояние варьирует в зависимости от пропорций смешиваемых цветов. В аспирантуре занимался исследованиями тональной громкости, результаты которых составили его докт. дис. Однако С. никогда не удовлетворяла роль только экспериментатора, он всегда интересовался философией науки, что привело его к проблеме логики методов измерения. Измерение являлось главной проблемой научной психологии того времени, поскольку с естественнонаучной точки зрения наука начинается там, где есть возможность количественной оценки фактических данных. Чтобы придать психологии научный статус, требовались достаточно широкие дефиниции измерения, которые могли бы включить в себя исследования мышления и поведения. К этому времени относится появление концепции операционализма физика Перси Бриджмена (Логика современной физики, 1927), согласно которой достоверность измерений не столько зависит от основательности измеряемого явления, сколько от методов измерения и порождаемых ими закономерностей. Это было желанным новшеством для психологов, которые были в сомнениях относительно предмета своих исследований. Подобно Б.Ф. Скиннеру, С. обратился к операци-онализму, считая это выходом из тупика, и принялся создавать психологию как истинную науку, основанную на измерении. В течение 1930-х гг. С, продолжая исследования в области слуха (Hearing: its psychology and physiology/with H. Davis/, Wiley, 1938), начал публиковать статьи по операционализму и системам измерения. Провел совместные исследования с В.Г. Шелдоном, результаты которого были опубликованы в 1942 г. книге Varieties of temperament. В конце 1940-х гг. вошел в группу, которая на своих регулярных встречах обсуждала проблемы философии науки. В нее входили П. Бриджмен, логический позитивист Рудольф Карнапп, математик Д.Д. Биркхофф. Впоследствии для классификации шкал измерения С. использовал тезис Бирк-хоффа о том, что науку нужно рассматривать как процесс выделения изменяющихся инвариантов. Анализируя результаты своих исследований, С. разработал четыре шкалы: номинальную, порядковую, интервальную и шкалу отношений. Эта классификация давала ему наконец точку отсчета для измерения ощущений, особенно слуховых. Определив шкалы измерения в терминах операций, а не свойств измеряемых явлений, он начал выводить психофизику на уровень физики. Продемонстрировал, что операции измерения, являющиеся психофизическими методами, дают достоверные показатели. В 1940 г. создал психо-акустическую лабораторию, где продолжил свои исследования. В послевоенное время (1944) был ст. профессором в Гарварде, консультантом ряда правительственных организаций и потому принялся за подготовку к изданию книги по методам экспериментальной психологии. (Handbook of experimental 3sychology, 1951). В 1953 г. вернулся в лабораторию к конкретным исследованиям и там столкнулся с догмой (являющейся следствием закона Вебера — Фех-нера) о том, что равные промежутки в силе ощущений могут быть измерены с помощью едва заметных различий. И хотя С. и другие психофизики прекрасно знали о несоответствии, существующем в результатах, опровергнуть этот закон оказалось достаточно сложно. С. страстно мечтал найти более простой инвариант, лежащий в основе возможных измерений. И ему это удалось: он предложил наблюдателям обозначать цифрами субъективные впечатления с тем условием, что они должны пропорционально соотноситься с впечатлениями. Выяснилось, что результаты поддаются лучшему описанию не с помощью логарифмического закона Фехнера, а с помощью силового закона: равные уровни раздражения соответствуют равным уровням субъективных суждений. С. с коллегами доказал, что это относится и к другим измерениям и модальностям. Этот успех убедил его, что психофизика должна оставаться центральной дисциплиной психологии. Однако с течением времени интересы психологии существенно расширялись и уходили все дальше от психофизики. В 1962 г., выражая свое чувство покинутости, С. Убедил администрацию Гарварда изменить название его должности с профессора психологии на профессора психофизики . Своими основными достижениями С. считал формулировку двух инвариантов: 1) дефиницию четырех шкал измерения, каждая из которых определялась в терминах возможных превращений. Эти шкалы вошли в непараметрическую статистику Сидни Сигеля; 2) формулировку силового закона, даюшего возможность (благодаря операционистскому подходу) научного измерения субъективного опыта. Результаты своих последующих исследований публиковал в научных журналах: On the psychophysical low, Psychological Review, 64, (1957); Ratio scales and category scales for a dozen perceptual continua/with E.H. Galanter, J. of Experimental Psychology, 54, (1957); To honor Fechner and repeal his law, Science, 133, (1961); A metric for the socialconsensus , Science, 151, (1966); Issues in psychophysical measurement, Psychological Review, 78, (1971) и др. Уже после смерти С. была издана монография: Psychophysics: introduction to its perceptual neural and social prospects, Wiley, 1975. Л.А. Карпенко

Просмотров: 1103
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ИЗМЕРЕНИЯ
  • ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНИ
  • ИЗМЕРЕНИЯ, ШКАЛЫ
  • КРИТЕРИИ И УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ
  • НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ
  • ОШИБКА, ИЗМЕРЕНИЯ
  • Обоснованность шкалы измерения
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Отношение измерения
  • Ошибка измерения
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Погрешность измерения
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • СОВМЕСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
  • СОВОКУПНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Тестирование и измерения
  • Точность и правильность шкалы измерения
  • УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ
  • Уровень измерения
  • Уровни измерения
  • Устойчивость шкалы измерения
  • ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ
  • Шкала измерения
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь