Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СОЛОВЬЕВ Владимир



СОЛОВЬЕВ Владимир

Сергеевич (1853— 1900) — российский философ, поэт, публицист. Сын историка СМ. Соловьева, ректора Московского ун-та и автора 29-томной Истории России с древнейших времен (1851 —1879). Окончив с отличием Московский ун-тет, С. в 1874 г. уезжает в Петербург, где защищает магистерскую дис: Кризис западной философии , вызвавшую большой резонанс как в научных, так и в широких общественных кругах петербургской и московской интеллигенции. В этой работе С. выступил против позитивизма, который господствовал в то время в России. После зарубежной стажировки получает должность профессора в Московском ун-те, где он вскоре защищает докт. дис. Хотя С. не оставил законченной научной системы, тем не менее именно его искания во многом сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли одной из центральных для психологии того времени. С. был основателем направления, получившего название христианской философии, однако его система была совершенно лишена того догматизма, который она приобрела у некоторых его последователей. Он считал ложной идею разделения христианства на католическое и православное и был одним из основателей экуменизма. С. обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошел в конце 1880-х гг. и который знаменовал собой признание религиозной жизни и некоторое разочарование в единодержавии науки и в особенности естествознания. При этом в философии С. рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими, представляя собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Наибольшее влияние на формирование этой философии оказали философские труды Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином и немецкие мистики (Я. Беме). В меньшей степени он находился под влиянием немецкого классического идеализма (Ф.В. Шеллинга). Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в космос красоты и с теорией бо-гочеловеческого процесса как совокупного спасения человечества. С. пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции всеединства и учения о Софии, а в гносеологии — в цельном знании (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности). Стремление к активности и универсализму объединяли С. с шестидесятниками, так как духовная структура знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значительной степени. По многим философским и нравственным проблемам С. являлся антагонистом Л.Н. Толстого. Оба мыслителя уделяли большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры, но в то время как западник-рационалист Толстой отрицал науку, мистик С. признавал ее права, что подчеркивало парадоксальность русской мысли. Проблема религиозной этики стояла в центре внимания как Толстого, так и С, но этика рационалиста Толстого привела его к отрицанию государства и анархизму, к учению о непротивлении злу, в то время как понимание этической задачи, возложенной на человека, повело С. по иному пути. Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует пополнения их другими источниками знаний, имеющимися в цельном разуме. Этот иной источник есть вера, свидетельствующая нам о существовании трансцендентального мира, к которому не применимы признаки, заимствованные из мира явлений. С. считал, что трансцендентальный мир (все-единое целое или Бог) имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает среднее положение между безусловным началом или всеединым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Из этого понимания места и роли человека в теории С. вытекает и психологическая концепция С.Л. Франка и Н.О. Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли С. Одним из наиболее ценимых им философов, особенно в конце жизни, был Платон с его стремлением к созданию системы объективного идеализма и с его разочарованием (как и у С.) в возможности идеей воспламенить или переделать человека. Платоновская концепция мира видоизменена С. в двух отношениях — дуализм Платона примирен у него, во-первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей постепенного возвышения, начиная от мертвой материи и кончая разумным и нравственным царством, во-вторых, христианским пониманием положения человека и смысла истории. В центре его истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким путем приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим, победой любви над смертью — ибо Бог есть любовь. Эта концепция возлагает на человека очень важную и сложную задачу, ибо через него идет путь повышения, развития бытия. С. считал, что мертвая материя, пройдя через среду человеческую, одухотворяется, становится живой. Прогресс человеческого духа совершается только по одному пути, по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия, эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Это положение было очень важным именно для российских ученых, так как их концепции были, как правило, антро-пометричны, ориентированы на человека. С. стоял у истоков нового религиозного сознания начала XX века и оказал большое влияние на таких философов, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Основные труды: Чтения о Богоче-ловечестве, 1877—1878; Критика отвлеченных начал, 1880; История и будущность теократии, т.1, 1887; Жизненная драма Платона, 1888; Россия и вселенская церковь, 1889; Смысл любви, 1892-1894; Оправдание добра, 1897— 1899; Три разговора, 1900; Собрание соч. в Ютомах, 1911 — 1914. Т.Д. Марцинковская

Просмотров: 885
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Ильин:О России и российской культуре. Критика Л. Толстого и толстовства
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Основные события в жизни человека
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Продолжительность жизни человека
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Ресурсы развития человека
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • Стадии развития человека
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Цель жизни Человека
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь