Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Ссоколов Евгений Николаевич



Ссоколов Евгений Николаевич

(р. 1920) — российский психолог, специалист в области психофизиологии, психологических исследований памяти, нейрофизиологии обучения. Автор концепции нервной модели стимула, концептуальной модели рефлекторной дуги, векторной модели переработки информации в нейронных сетях и др. Д-р биологических наук (1960), профессор психологии (1962), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (с 1993). Иностранный чл. Американской национальной АН (1975), Американской академии искусств и наук (1976), Финской АН (1984). Чл. Центрального Совета международной организации по исследованию мозга (IBRO). Президент и соучредитель Российской ассоциации психофизиологов. Обладатель Золотой медали им. И.П. Павлова АН СССР. Награжден Американской ассоциацией психофизиологических исследований дипломом За выдающийся вклад в психофизиологию (1988). Награжден Премией им. М.В. Ломоносова и званием Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1998). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами: Отечественной войны II степени. Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. С 1940 по 1947 г. служил в армии переводчиком. После войны за два года окончил МГПИ иностранных языков им. М. Тореза (1945—1946) по специальности современный немецкий язык. В 1947 г. поступил в аспирантуру сектора психологии Института философии АН СССР, где заинтересовался проблемами психологии и физиологии ВНД. В 1940-е гг. работал в психологической лаборатории, возглавляемой профессором СВ. Кравко-вым. Защитил канд. дис. по философии (Восприятие в свете учения И.П. Павлова , 1950) в Институте философии АН СССР. С 1950 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре психофизиологии (доцент, 1955; профессор, 1962; зав. кафедрой, 1970). В 1960 г. защитил докт. дис, посвященную изучению ориентировочного рефлекса. Первые психофизиологические исследования в Московском ун-те были задуманы и проведены С. в 1950-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского фак-та МГУ. Они были посвящены изучению сенсорных процессов, образующих механизм возникновения элементарных (первичных) ощущений света и звука. В ходе этих исследований впервые был разработан метод автоматической регистрации световой чувствительности с одновременной фиксацией объективных показателей функционального состояния ЦНС. Были найдены методы изучения структуры ориентировочной реакции на разных стадиях выработки условного рефлекса; предложена оригинальная (и актуальная по настоящее время) нервная модель стимула, объясняющая динамику угасания (и восстановления) ориентировочной реакции. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге Восприятие и условный рефлекс (1958), ставшей основой докторской диссертации. Книга приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. С. (в качестве приглашенного профессора) прочитал курсы лекций в Стэн-фордском и Кадифорнийском ун-тах США. В 1964г. под руководством и непосредственном участии С. в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования роли памяти в процессах восприятия. При этом исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и завершалось анализом физиологических механизмов. Память анализировалась на модели угашения ориентировочного рефлекса — негативного обучения (на макроуровне) и при изучении следовых эффектов в нейронах (на микроуровне). В ходе этих работ был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения в виде разрядов экстраполирующих нейронов. В результате организованных С. внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания. Результаты данного цикла работ были обобщены в монографиях: Механизмы памяти (1969), Нейронные механизмы памяти и обучения (1981) и освещены в цикле лекций, прочитанных в Кембриджском и Оксфордском ун-тах (Великобритания). В 1969 г. С. приступил к изучению нейрофизиологических механизмов обучения и первым описал нейронные механизмы двух принципиально различных его типов: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый типы обучения, соответственно). Курсы лекций, посвященных этой проблематике, С. прочитал на кафедре психологии знаменитого Массачусетского технологического ин-та США (1974), а также в Софийском и Будапештском ун-тах (1975). Начиная с 1970 г. и по настоящее время С. проводит интенсивные психофизиологические исследования зрительного восприятия цвета, формы и глубины. Эти исследования, реализуемые по предложенной С. схеме человек-нейрон-модель, позволили сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем мозга в виде концептуальной модели рефлекторной дуги и разработать векторную модель переработки информации в нейронных сетях. Результаты этого большого цикла работ, тесно связанных с разработкой эффективных методов построения антропоморфных искусственных органов чувств из нейроподобных элементов, отражены в ряде монографий и программных статей последних 10-15 лет. Курс лекций на эту тему был прочитан С. в 1996 г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), и отражен в докладе на XXVI Международном психологическом конгрессе (Канада, Монреаль, 1996). Исследования С. представили новые доказательства Павловского принципа взаимодействия сигнальных систем. Выявлены соотношения семантических и перцептивных пространств, что открывает новые возможности в математическом описании и раскрытии мозговых механизмов первой и второй сигнальных систем. Ведущим методом в этих работах является многомерный анализ. Этот метод был положен в основу предложенной С. научно-исследовательской программы Компьютеризованное обучение. С помощью многомерного анализа объективно оценивается структура знаний, что сближает сферы исследований когнитивной психологии и психофизиологии. С. внес вклад в разработку обще методологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Новизна и продуктивность его подхода состоит в предложении рассматривать психофизиологию как органичную составную часть нейронауки, развивающуюся на стыке (пересечении) психологии, нейрофизиологии и математики. Результаты методоло-го-экспериментального анализа современной психофизиологии в рамках такого подхода отражены в книгах: Психофизиология (1981) и Теоретическая психофизиология (1986). В 1995-96 гг. по инициативе С. в МГУ создан Центр ядер-но-магнито-резонансных исследований, открывающий новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения экспериментальных исследований на мировом уровне. С. руководит рядом международных научных проектов в области психофизиологии: Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов (совм. с ун-том Нового Уэллса, Австралия); Цветовой образ (совм. с Институтом зрения унта Эйндховена, Нидерланды); Механизмы цветового зрения (совм. с унтом Дж. Вашингтона, Сиэтл, США и ун-том г. Сент-Луис, США); Механизмы цветового и яркостного контраста (совм. с Институтом зрения ун-та Эйндховена (Нидерланды) и кафедрой психологии унта г. Хельсинки, Финляндия). В МГУ читает студентам-психологам общий курс Психофизиология, спецкурсы: Психология гештальта, Механизмы памяти и обучения, Механизмы сознания. Под ред. С. издан рус. пер. фундаментальной монографии известного финского ученого, иностранного члена РАН Р. Наатанена: Внимание и функции мозга (1998г.). С. также автор трудов: Нейробионика (со-авт. А.Г. Шмелев), 1983; Искусственные органы чувств (соавт. Г.Г. Вайткявичус и СВ. Фомин), 1975; Цветовое зрение (соавт. Ч. А. Измайлов), 1984; Психофизиология цветового зрения (соавт. Ч.А. Измайлов, A.M. Черноризов), 1989); Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру (соавт. Г.Г. Вайткявичус, 1989, Принцип векторного кодирования в психофизиологии, (1995) и др. A.M. Черноризов, О.Г. Носкова

Просмотров: 564
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР
  • ЛУРИЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
  • Лурия метод исследования кратковременной памяти
  • Модель организации образовательного пространства профильного обучения
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • Нейронные механизмы научения
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Результаты обучения (I)
  • Результаты обучения (II)
  • СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Форма организации обучения
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • Формы организации обучения
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Экспериментальные исследования памяти
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь