Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СИШОР



СИШОР

(Seashore) Карл Эмиль (1866-1949) — американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей. Родился в Швеции, в юношеском возрасте с семьей эмигрировал в США. Образование получил в колледже Густава Адольфа (Санкт-Петербург, Миннесота, 1890) и Йельском университете (д-р, 1895). Был избран президентом АРА (1947). С. прекрасно учился в колледже, пел в хоре, играл на разных инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа избрал силу музыки как средства выражения чувств. Еще во время учебы в Йельском университете начал работать в психологической лаборатории при университете, где учился вместе с Д.Т. Лэддом и СТ. Скрип-чером. Овладел разными экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения, освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Э.Б. Титченера, систематический подход которого определил его мышление. В 1897 г. С. был назначен директором психологической лаборатории в ун-те штата Айова, где продолжил экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки. Уделял много внимания изучению чувствительности слуха к элементарным свойствам музыкального тона, исследовал свойства вибрато и особенности его восприятия, спроектировал специальное оборудование для опытов, в частности тоноскоп (1914), при помощи которого можно было получить графическое изображение вибрато. Его также интересовало восприятие диссонанса и консонанса, ритмические ощущения и др. Но основное направление исследований было связано с поисками структуры музыкального таланта и методиками его оценки. Он разработал первый стандартный тест — Шкалу музыкального таланта и теорию музыкальных способностей, которую назвал теорией особенностей. В 1919 г. опубликовал свой первый набор из шести тестов (Seashore measures of musical talent) в форме грампластинок и книгу The psychology of musical talent, где изложил концепцию музыкальности как совокупности относительно независимых отдельных способностей. Работа над тестами продолжалась до 1938 г. Итоги подвела вторая фундаментальная книга С. — The psychology of music (1938), также получившая широкую известность. С. полагал, что музыкальные способности являются врожденными и не подвержены влиянию обстоятельств. Каждый в определенной степени обладает музыкальными талантами, и эти врожденные способности проявляются как степени различений: чем глубже различения, тем больше талант. По его мнению, музыкальное обучение (тренировка) развивает лишь врожденный потенциал ребенка. Природа же музыкального таланта (способностей) определяется некоторым числом отдельных способностей, которые иерархически взаимосвязаны и выражаются в умении различать звуки по высоте, громкости и длительности. Тесты музыкальных способностей С, в сущности, измеряли общие звукоразличительные способности человека. Проявляясь в сравнительно раннем возрасте, музыкальные способности, полагал С, не изменяются с развитием интеллекта, с обучением или накоплением слухового опыта. Обнаружение этих способностей ограничено лишь возможностью ребенка понимать тестовую задачу. С. не считал, что перечисленные простые музыкально-сенсорные функции и есть музыкальные способности, но полагал, что они составляют фундаментальное основание разнообразных музыкальных способностей. Например, чувствительность слуха к высоте и тембру обусловливает восприятие мелодии и гармонии, всех возможных вариаций музыкальной высоты. Наличие сенсорных способностей необходимо, но также очень важно музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения. С. также подчеркивал значение хорошей музыкальной памяти и музыкального чувства . Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но творческое чувство , каким оно существует у композитора. Тем не менее сложные факторы музыкальных способностей (включая и двига-тельно-исполнительские), полагал С, в своем выражении и развитии ограничены все теми же врожденными сенсорными способностями. На этой основе С. и была разработана теория и практика музыкального тестирования. Выводы С. вызвали критическую оценку многих исследователей и даже его учеников. Один из них, Макс Шен (Shoen), — скрипач и преподаватель музыки — проводил исследования воздействия музыки и разработал собственные тесты музыкальных способностей, в дополнение ктестам С. М. Шен проводил различия между музыкальностью (основой музыкального восприятия) и музыкальным талантом (способностью исполнять произведения). Человек может быть очень музыкальным, обладая высокой чувствительностью слуха, способностью переживания музыки и тонкостью ее понимания, не обладая при этом способностями исполнителя. Возможно и обратное: отсутствие ярко выраженной музыкальности при превосходных технических способностях. Музыкальный талант как целое, т. о., состоит из индивидуальных, специфических способностей, каждая из которых вносит свой вклад в формирование музыканта. М. Марселл [Mursell] критиковал С. за то, что его поздние тесты измеряли реакции уха, в то время как музыкальность — совокупность интеллектуальных процессов. Критически было воспринято утверждение С. о врожденности музыкальных способностей. Сын С. — Роберт (который изобрел ритмометр, воспроизводивший различные ритмы и предназначенный для тренировки способности различать ритмические образцы и координировать восприятие и исполнение) показал, что способность различать высоту тона — воспитуема. Тем не менее, заложенный С. подход к тестированию музыкальных способностей не претерпел существенных изменений в дальнейшем развитии музыкальной тестологии. С. также интересовало музыкальное звучание, поэтому он исследовал возможности голоса, рояля и скрипки. В своей последней книге In search of beauty in music (1949) он подчеркивал способность музыки вызывать в слушателе разнообразные чувства и эмоции, что является непременным условием для ощущения ее красоты. С. также интересовался психологией зрительного восприятия. Совместно с Н.К. Мейером он разработал тест художественной оценки произведений искусства. Предлагалось сравнивать две картины — оригинал и копию, в которой содержались изменения, делающие ее с эстетической точки зрения менее привлекательной. Субъекты с хорошим художественным вкусом выбирали оригиналы, созданные художником. Л.А. Карпенко, М. С. Старчеус

Просмотров: 2599
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Батарея тестов общих способностей
  • Дифференциальные тесты способностей
  • ИЛЛИНОЙСКИЙ ТЕСТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИТПС), (ITPA)
  • Иллинойский тест психолингвистических способностей (ИТПС, ИТРА
  • МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина
  • НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТЕСТ)
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Психология способностей
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ КЛАССАМ С УЧЕТОМ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • Способностей развитие
  • ТЕСТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • ТЕСТЫ МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Тест академических способностей
  • Тест способностей
  • Тестирование способностей
  • Тесты академических способностей
  • Тесты специальных способностей
  • ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь