СИРС

(Sears) Роберт Ричардсон (р. 1908) -американский психолог, специалист в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1929) и Йельском (д-р, 1932) ун-тах. В 1951 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации (АРА). Был президентом Западной психологической ассоциации (1963) и Совета научных исследований (1970). Имеет ряд наград, в том числе награду АРА За выдающийся научный вклад (1975), и аналогичную награду Совета научных исследований (1983). В 30-х гг. начал профессиональную деятельность в рамках левиновской школы, где проводил исследования уровня притязаний (Level of aspiration, совм. с Levin К., Dembo Т., Festinger L./ (Ed.) Hant J. Personality and the Behavior Desorders , N.Y., 1944; в рус. пер.: Уровень притязаний/ Психология личности: Тексты, М., 1982) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure/ J. Exp. Psychol. 1937, 20). Затем работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского ун-та, в которой была сформулирована теория фрустрации — агрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения целенаправленного действия с препятствием (Frustration and Agression, совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H., New Haven, 1939). В 1941 г. С. был назначен директором исследовательской станции в Айове, где он занялся детской психологией. Близкое знакомство с психоанализом (в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе: Survey of Objective Studies of Psychoanalytic Concepts (etal.). N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. С 1953 и вплоть до своей отставки С. работал в Стэндфордском ун-те. В 1956, после смерти декана ун-та, Л.М. Терме-на, С. стал его научным преемником в области долговременных исследований одаренных детей. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading, совм. с Мас-coby E., Levin H., Evanston, 1957), а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood/ Child Development, 1970, 41). На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе — ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого — через подкрепление родителями — приобретаются те или иные формы социального поведения. С. разработал общепсихологическую теорию, основанную на диа-дической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. В 1961 г. С. был назначен деканом фак-та гуманитарных наук. В 1971 г. ушел в отставку (засл. профессор социальных наук в области психологии (в отставке) Стэнфордского ун-та) и переключился на изучение психологии старения, избрав в качестве изучаемых тех ранее одаренных детей, которым к этому времени было уже около 60 лет. Занимался также историческими исследованиями, проанализировал с психологической точки зрения биографию Марка Твена. Автор трудов: The Seven Ages of Man (with S.S. Feidman), 1973; Mark Twainстиs exhibitionism / Biography, 5 (with R. Weissbourd), 1982, а также многочисленных статей в журналах и коллективных монографиях. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Просмотров: 1496
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Детерминанты развития психологии
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Методология (научных) исследований
  • Мясищева теория психологии отношений
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Общение (в психологии развития)
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
  • Социализация (в психологии развития)
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
  • Факторы риска в психологии развития
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЭГО-СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (CHILD EGO-STATE)
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь