ШПИЛЬРЕЙН

Исаак Нафтульевич (1891 — 1937) — российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, профессор (с 1923), основатель отечественной психотехники. Обучался в Германии на фак-те философии в Гейдельбергском и Лейпцигском ун-тах, где его учителями был В. Вундт и др. ведущие психологи той эпохи. Защитил в Лейпциге дис, посвященную сравнению особенностей домашнего и гимназического обучения в их влиянии на физическое развитие ребенка (1914). Профессиональная научная деятельность Ш. в России началась в 1922 г. работой в психотехнической лаборатории ЦИТ в Москве. В 1923 г. Ш. организует Лабораторию промышленной психотехники при НК Труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского института охраны труда, создает и возглавляет секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии при 1-м МГУ (1923—1933). Работал в Институте труда Военпрома, а также в научно-исследовательском испытательном санитарном ин-те РККА. Преподавал дифференциальную психологию, психотехнику в ряде учебных учреждений. Был организатором и председателем Всероссийского Общества психотехники и прикладной психофизиологии (1927), ставшего с 1930 г. всесоюзным. Возглавлял в качестве гл. ред. журналы Психофизиология труда и психотехника (1928), Советская психотехника (1932—1934). Руководил секцией психотехники в Ассоциации естествознания Коммунистической академии. Представлял Советскую психотехнику на Международных психотехнических конференциях в 1927, 1929, 1930,1931, 1934 гг. Был избран президентом Международной психотехнической ассоциации (1930— 1931), организовал и был председателем 7-й Международной психотехнической конференции в Москве (1931). Ш. — один из активных деятелей НОТовского движения в Советской России. Был одним из руководителей Лиги Время — НОТ (1923— 1925), экспертом в области психотехники в Бюро президиума Совета по НОТ при НК РКИ СССР. Репрессирован НКВД в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян в 1937, реабилитирован посмертно (1957). В области Дифференциальной психологии, будучи последователем В. Штерна, Ш. ставил задачу ее развития объективными методами естественных наук (Психотехника в реконструктивный период, 1930). Опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе), поскольку ее объектом воздействия и предметом исследования являются социальные явления (Классовые различия в тестовых испытаниях интеллекта / Психотехника и психофиозиология труда, 1930; К вопросу о теории психотехники / там же, 1931; О повороте в психотехнике / там же, 1931). Разработал трудовой метод психологического изучения профессий (Трудовой метод изучения профессий/ ред. и соавтор, 1925; Основные вопросы профессиографии / Психофизиология труда и психотехника, 1928). Совместно с С.Г. Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Ш. предложил вариант психологической классификации профессий (Руководство по психотехническому профессиональному подбору , ред. и соавт., 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе: метода искусственной и естественной деавтоматизации, суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого распада сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Ш., открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей — представителей различных профессий (Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании / Психотехника и психофизиология труда, 1930). Ш. проводил также исследование политической грамотности бойцов (Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона, всоавт., 1928. О.Г.Носкова, Ю.Н.Олейник

Просмотров: 1097
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи психологии труда
  • МЕТОД ТРУДА
  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ
  • Международное бюро труда (МБТ)
  • Метод труда
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • Научная организация труда (НОТ)
  • Научная организация труда (НОТ)
  • Недостатки в организации процесса труда
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНАЯ (НОТ)
  • Общение представителей различных типов профессий: специфика
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Объект психологии труда
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПСИХОТЕХНИКА
  • ПСИХОТЕХНИКА
  • Предмет психологии труда
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • Психотехника
  • Психотехника
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
  • метод изучения продуктов деятельности
  • психотехника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь