|
ОСИПОВА ВераНиколаевна (1876-1954) — российский психолог, психофизиолог, ученица В.М. Бехтерева. Д-р медицинских наук (1914), д-р педагогических наук (1936). В 1895 г. поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, а в 1897 г. в Женский медицинский ин-т. Студенткой пятого курса начинает заниматься научной работой под руководством В. М. Бехтерева. После окончания Медицинского ин-та продолжает психологические исследования в клинике Бехтерева (1902-1906), с 1906 по 1915 г. работает в лаборатории психиатрической клиники Казанского ун-та. В этот период защищает докт. дис. на тему Влияние нервно-психического тона на скорость зрительных восприятий, в которой реализован комплексный подход к изучению восприятий в единстве с интеллектуальными процессами и различными эмоциональными состояниями и отношениями исследуемого к объекту восприятия. Было показано, что настроение — сложное психическое состояние, не обособленное, а связанное с физиологическим состоянием, с элементами познания, волей и другими психическими процессами, определяющими рабочее состояние личности. В 1916 г.О. становится руководителем психологической лаборатории в Центральном педагогическом музее (Петербург), а с 1920 г. — сотрудницей Института мозга и психической деятельности. Здесь ею создается лаборатория по изучению возрастной физиологии ВНстиД, отдел общей психологии и лаборатория по изучению ощущений и восприятий. В лаборатории по изучению детства О. с сотрудниками выполнен цикл работ по вопросам восприятий зрительных и звуковых раздражений, скорости образования двигательных сочетательных рефлексов в связи с возрастом и полом (Скорость воспитания сочетательных рефлексов у детей в связи с возрастом и полом / Новое в рефлексологии, 1926). Вначале 1930-хгг. она создает специальные методики для изучения зрительных восприятий в связи с мышлением у школьников разных возрастов, а также становления форм мышления в конкретной конструктивно-технической деятельности; под ее руководством проведена серия работ по исследованию детского изобретательства, особенностей конструктивно-технического мышления при восприятии технических конструкций и др. (О детском изобретательстве / Сб. по общему и техническому кругозору, 1934). В 1941 — 1944 гг. О. проводила работы по изучению психических расстройств у больных МДП и шизофренией, в которых анализировались изменения мыслительной функции у больных, течение ассоциаций, ошибки в установлении связей между объектами, динамика отношений больного шизофренией к окружающему миру, к предмету своей деятельности и к самому себе, эффекты выпадения новых координационных актов и доминирования старых генетических форм поведения. Эти работы внесли определенный вклад в решение задач клинико-психиатрической диагностики разных стадий заболевания и определение лечебно-педагогических мер. О. разработала новый прибор для изучения контрастной чувствительности, что позволило исследовать влияние разнообразных внешних условий, в которых протекает работа глаза (изменение качества предмета, освещенность и др.) и которыми обусловлена гибкость, пластичность воспринимающего органа ощущения. Результаты исследования подтвердили необходимость систематической тренировки сенсорных функций в различных условиях. Были вскрыты новые зависимости между ощущением и раздражением (в отличие от установленных в традиционной психофизике). При изучении особенностей восприятия цветов ахроматического ряда О. показала своеобразную динамику психического процесса, обеспечивающую адекватное отражение предмета. Возглавила в Институте мозга направление исследований, посвященных сравнительному изучению особенностей хроматического и ахроматического зрения. Е.В. Драпкина, Л.А Карпенко
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|