НЕЧАЕВ Александр

Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. (Об умственном утомлении / Русский начальный учитель, 1899; Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию (Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения , 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике (Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1903— 1908; Как преподавать психологию?, 1911; Курс педагогической психологии для народных учителей, 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя (Память. Как ее сохранить и улучшить, 1926; Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников (Психическое утомление, 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной Рганизации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те. В.В. Аншакова, А.В. Петровский

Просмотров: 684
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи психологии труда
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии
  • Объект психологии труда
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • позиция (в психологии)
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Предмет психологии труда
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • принципы психологии
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • условия (в психологии)
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Этические проблемы в психологии
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь