|
МИЛЛЬ(Mill) Джон Стюарт (1806-1873) — английский философ, экономист и общественный деятель. С 1823 по 1858 г. служил в Ост-Индской компании. В 1865—1868 гг. чл. палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы, Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо, утилитаристской этической доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. (Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона... , 1865, в рус. пер. 1869). Являлся, как и его отец Джеймс Милль, одним из властителей дум своей эпохи не только в Англии, но и в континентальной Европе (его труды по логике, психологии, этике, экономике и др. наукам пользовались популярностью также и в России). Если для его отца образцом точного научного знания служила механика (превращенная им в механику чистого сознания), то М. находился под влиянием больших успехов в химии. Он стал говорить о ментальной химии. Под этим имелось в виду, что в человеческом сознании происходит нечто подобное тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементов, а именно — появляется новый продукт. Многое из того, что воспринимается сознанием как простое ощущение (например, звук скрипки или вкус апельсина, являющийся в действительности запахом) — это результат синтеза многих компонентов, подобно тому, как, например, вода, представляющаяся простой и единой, хотя она является соединением водорода и кислорода. Этот миллевский постулат оказал большое влияние на работу первых психологических лабораторий. В них возникла программа, ставившая задачу добраться с помощью эксперимента до исходных атомов сознания, из которых создается его сложный состав. И тогда психология получит нечто подобное таблице Менделеева. Таковой, по представлению М.-младшего, должна стать психология как точная наука об уме (сознании). При этом М., считая все порождения человеческой культуры продуктом индивидуального сознания, работающего по законам ассоциации, выступил как сторонник направления, известного под именем психологизма. (Экономика, политика, право, мораль подчинялись великому принципу ассоциации идей). Все знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Основной труд М. — Система логики (т.1-2, 1843; поел. рус. пер. 1914) содержит идуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. Излагает учение об именах и предложениях, дедуктивном (силлогистическом) умозаключении и индукции. Развивая утилитарную этику Бентама, исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов (Утилитарианизм, 1863, поел. рус. пер. 1900), согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием. М., признает не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство, по М„ обнаруживается поэтому в стремлении к достижению наибольшей суммы общего счастья. М. также автор трудов: О свободе , СПб., 1906; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические , 4.1-3, СПб., 1864-1865; Рассуждения о представительном правлении, т.1—2, СПб., 1863—1864; Основы политической экономии, т. 1—3, М., 1980—1981. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|