Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
МИЛЛЬ (MILL) Джон Стюарт(1806-73) - англ. философ-по-зйтивист, агностик и субъективный идеалист, логик, экономист, систематизатор утилитаризма в этике (этот термин впервые ввел М.). Вслед за Бентамом отстаивал положение, что целью человеческой жизни является достижение счастья. Однако, в отличие от последнего, счастье связывал не с количеством, а с качеством удовольствий, разделяя их на низшие (чувственные) и высшие (интеллектуальные). Только высшие удовольствия соответствуют нравственной природе человека, чувству собственного достоинства. М. стремился сгладить банальности этики Бентама, согласовать принцип эгоистической пользы с традиционными ценностями буржуазного сознания: совестью, долгом, уважением юридических законов и общественного мнения, практикой частной благотворительности. Критерием при определении качественного превосходства одного удовольствия над др. М. считал общественное мнение, а в спорных случаях - мнение большинства («нравственный плебисцит»). Долг связывается у него с применением таких средств для достижения личной цели, к-рые бы не ущемляли общего счастья. Последнее определяется М. как величайшая сумма общего блага, к-рое ассоциируется с общественным благосостоянием, порядком, стремлением к добродетели, К числу добродетелей М. относит принцип альтруизма, в основе к-рогр лежит «чувство общительности», смягчающее эгоизм. Оно постепенно возрастает с развитием цивилизации. Высшая из общественных добродетелей - справедливость - обязывает соблюдать законные права личности (свободу и право собственности), платить добром за добро, не обманывать и быть беспристрастным. Знакомство с чартистским движением привело М, к этическому социализму, поддержке либеральных рабочих организаций, стремившихся парламентскими средствами воздействовать на политику буржуазного правительства. Этические взгляды М. изложены в последней главе 6-й книги «Система логики» (!843, рус. перевод 1865-67, 1878 и др.) и в соч. «Утилитарианизм» (1863, рус. перевод 1866-69, 1900).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|