МЕЩЕРЯКОВ

Александр Иванович (1923—1974) — российский психолог, де-фектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соко-лянского. Организовал (1960) и возглавил (1961)лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад). В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании. За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка — жестов — из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность — условие Для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим Ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие — так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых / Дефектология, 1969; Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи / Вопросы философии, 1968; Слепоглухонемые дети, 1974; Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения), 1974. Т.А. Басилова

Просмотров: 834
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ВЕКСЛЕРА, ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (WISC)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХИХ
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми
  • КИНО для детей и юношества
  • КЛЕТКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь