Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЛОПАТИН



ЛОПАТИН

Лев Михайлович (1855-1920) — российский философ, психолог. Окончил историко-философский фак-т Московского ун-та (1879), преподавал философию и русскую литературу в гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 г. работает на кафедре философии Московского ун-та, где вышел его первый печатный труд Опытное знание и философия (1881). В 1883 г. Л. сдал магистерский экзамен, в 1885 г. он — приват-доцент, в 1886 защитил магистерскую дис. (на основе первого тома Положительных задач философии), а в 1891 г. — докт. (на основе второго тома), в 1892 г. — экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой философии и основным проблемам познания. В 1897 г. — ординарный профессор. Обучаясь в Московском ун-те у М.М. Троицкого, перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою критичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о субъективности познания, о пространственно-сти материальных объектов и темпоральное ™ духовных, о логической природе мышления, о приоритете самонаблюдения над другими методами психологии. Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и психологию), которая не дала ничего нового, что не было бы известно еще в прошлом веке. Был с 1886 г. членом Московского психологического общества, возглавляемого Н.Я. Гротом, а после трагического для российской философии первого пятилетия XX века, когда скончались М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков, А.А. То-карский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой В.П. Преображенский, стал его председателем и ред. журнала Вопросы философии и психологии, в котором с 1890 публиковал свои основные статьи по психологии, посвященные этическим задачам в современной философии (1890); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893); понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896); спиритуализму как психологической гипотезе (1897); бессознательной душевной жизни (1900); методу самонаблюдения в психологии (1902) и др. Несмотря на негативное отношение широких слоев российской интеллигенции конца XIX в. к метафизике (стремительное развитие естественных наук заставляло признавать ценность только за конкретными эмпирическими данными, наглядными и предельно простыми), Л. был убежден в необходимости метафизической философии, раскрывающей необходимые истины разума (Спиритуализм как монистическая система философии, Вопр. филос. и психол., 1912). Его позиция имела существенные основания: он очень рано понял, что есть некоторые мировоззренческие вопросы, которые не могут быть решены в окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них является вопрос о целеориентированности человеческой деятельности, о ее нравственных основаниях. Уже тогда Л. ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том измерении, где происходит развитие естественных наук и техники. Именно этим было обусловлено его обращение к проблеме свободы воли, поскольку она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увязывая естественно-складывающиеся тенденции и сознательно-задаваемые цели. Это проблема нравственного выбора, в силу чего она ориентирована на будущее и не предполагает опровержение принципа детерминизма. С самого начала Л. постулировал, что духовное обладает одними качествами, а материальное — другими. Такое противопоставление материального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Л. определенное тактическое основание: в подобном ключе он строил критику теории психофизического параллелизма. После Октябрьской революции уклад жизни московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Московский ун-т за 1919— 1920 гг. похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все друзья и знакомые Л., которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но еще большую роль стали играть чисто человеческие отношения. Л. был совершенно убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия не будет исполнена, и в этом он старался убедить других. Он публикует статью Неотложные задачи современной жизни (Вопр. филос. и психол., 1917). За несколько месяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще полного умственных сил. Но его истощенный организм не хотел больше служить прибежищем лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода, Лопатин в марте 1920 г. простудился и получил воспаление легких. Так, 21 марта 1920 г. умер один из последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным философским черносотенцем. Философские идеи Л., безусловно, оказали существенное влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на тех, с кем ему приходилось полемизировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова, благодаря которым через издаваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал Путь познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось обоснования Л. роли индивидуального начала. Но его психологические идеи, прежде всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда услышаны и их пришлось переоткрывать уже другим ученым. Л. автор трудов: Психология, М., 1902; Философские характеристики иречи, М., 1911; Положительные задачи философии, М., 1911; Курс психологии. (Лекции, читанные на историко-филологическом фак-те Имп. Московского университета и на Высших женских курсах в 1903-1904 г.), М., 1903. Л.А. Карпенко, ИМ. Кондаков

Просмотров: 798
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Тенденции и дискуссии западной философии последних десятилетий XX века. Введение
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь