ЛОКК

(Locke) Джон (1632-1704) -английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии. Развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса и прежде всего сенсуалистическую теорию познания. Родился в пуританской семье мелкого чиновника-юриста. Окончил Вестминстерскую школу, учился в ун-тах Лондона и Оксфорда (1656), где вскоре защитил дис. на звание магистра. В течение нескольких лет преподавал в Оксфорде греческий язык, литературу и философию, а затем занялся еще и медицинской практикой. В 1668 г. был избран в Лондонское королевское общество. Увлекся политикой и в Лондоне поступил на службу к высокопоставленному политическому деятелю. В 1681 г. после участия в неудавшемся заговоре против короля Карла II вынужден был бежать в Голландию. В 1688 г. возвращается на родину и публикует ряд своих философских и политических трудов, написанных им ранее: Опыт о человеческом разумении (1690), над которым работал около 20 лет; Письма о веротерпимости; Трактаты о государственном правлении, где впервые выдвинул идею о государстве, построенном на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Позднее был опубликован трактат О пользовании разумом (1706) и др. В своих основных трудах Л. развивает теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира, а также концепцию человека, в которой отрицал декартовскую идею о существовании врожденных идей (в том числе врожденности идеи Бога). Человек от рождения, утверждал Л., не обладает никакими знаниями (его сознание — чистая доска), и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет сознание содержанием. При этом опыт распадается на внешний, основывающийся на чувствах, и внутренний, рефлексию, опирающуюся на осмысление своих собственных действий и состояний. Объектом первого является внешний мир, второго — деятельность самой души. Опыт, считает Л., является источником всех идей, которые могут быть простыми и сложными. Приобретенные из опыта идеи — еще не само знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием они должны быть переработаны деятельностью рассудка (сопоставление и абстрагирование), после чего простые идеи преобразуются в сложные (модусы, субстанции и отношения). В этом, по Л., и состоит процесс познания. Идеи по степени значимости для знания Л. разделял на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. По достоверности делил знание на бесспорное и вероятное (т.е. мнение). По степени точности различал три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное или интуитивное), демонстративное (доказывающее) и чувственное, т.е. достигаемое посредством чувств. Большое значение для ранней истории научной психологии имело локковское различение первичных и вторичных качеств простых идей внешнего опыта. Первичные качества простых идей существуют вне зависимости от нашего восприятия и являются характеристиками объекта (например, размер и форма объекта). Вторичные — существуют только в нашем восприятии: это вкус, запах, цвет, звук, прикосновение. Например, боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану. Подобные взгляды до Л. высказывал Г. Галилей (1564— 1642), и они полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи. А если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия есть ни что иное, как реальность субъективная. Отсюда характеристики предметов, которые присущи им независимо от любого восприятия — это первичные качества. Различение первичных и вторичных качеств было впоследствии поставлено под сомнение Дж. Беркли (1685—1753), который утверждал, что все качества являются вторичными, поскольку физические объекты существуют только в то время, когда их кто-либо воспринимает. Еще одним важным научным вкладом Л. была разработка теории ассоциации идей. Представления о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа Л. объединил в психохимическую концепцию, развиваемую в теории ассоциации идей. Согласно этой точке зрения сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей. Именно так, по Л., в полном согласии с законами физики работает сознание человека. Базовые элементы психики (простые идеи) являются неделимыми (как и их материальные аналоги — атомы в галилеевско-ньютоновской системе Вселенной). Из сочетаний, взаимодействий и комбинаций простых идей и образуется все многообразие знания, которое истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Несмотря на утверждение, что реальная сущность вещей остается неизвестной и ум имеет дело лишь с номинальными сущностями, Л. нельзя считать агностиком. Он обратил внимание на активность субъекта в познавательном процессе и видел выход в том, что задача человека — знать не все, а только то, что важно для его поведения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечивается способностями человека. Идеи Л. оказали большое влияние на общественно-политическую мысль европейского Просвещения и развитие философии, психологии и др. наук (в Англии: Дж. Толланд, Дж. Пристли, Дж. Беркли, Д. Юм; во Франции: Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро). Идеи Л. положили начало ассоцианиз-му в психологии, в том числе развитию представлений о деятельности психики и тела по аналогии с работой машины. Основные труды Л.: Works, v. 1-10, L, 1801; В рус пер. Избранные философские произведения, т.1-2,М, 1960; Сочинения, т. 1-3, М., 1985. Л.А. Карпенко

Просмотров: 914
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте
  • И.Ильин: Жизнь, сочинения и идеи
  • ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ
  • ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ (МКБ 295.4; 301.0)
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • Идеи Спинозы: от субстанции к модусам и атрибутам
  • Идеи отношения
  • Идеи отношения
  • Идеи отношения
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Н.Луман: Жизненный путь, сочинения и основные идеи
  • Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Подвижность идей
  • Социально-практические идеи Бэкона
  • Социально-философские идеи Никколо Макиавелли
  • Сравнительновозрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний
  • Философское значение идей Макса Вебера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь