Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 КЁЛЕР



КЁЛЕР

(КбЫег) Вольфганг (1887-1967) -немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии, философии психологии и теоретической психологии. В США с 1935 по 1958 г. К. -профессор Суотморского колледжа. Был избран Президентом АРА (1958), почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду АРА За выдающийся научный вклад (1957). Образование получил в Берлинском ун-те (1909, д-р философии). Профессиональную деятельность начал с работы на научной станции исследования антропоидов (1913—1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта как принципа организации поведения. (The mentality of apes, 1917, 1925). Общеизвестны его опыты с человекообразной обезьяной по кличке Султан , которая должна была соединить два шеста, чтобы достать банан. Этот эксперимент сформировал основу для идеи К. об инсайте в научении, т.е. неожиданного осознания нужных взаимосвязей. Работая с животными, К. показал, что они способны к восприятию взаимосвязей, реагируя на больший или более яркий из двух стимулов и отвергая даже тот стимул, на который они были натренированы. В гештальтпсихологии этот феномен называли законом транспозиции и использовали его, когда критиковали бихевиоризм за предпочтение одиночных раздражителей и пренебрежение молярными аспектами ситуаций-стимулов. Описывая свои опыты с животными с позиций гештальта, К. особое внимание обращал на формирование неожиданных связей в рассудочных и мыслительных процессах (Ага! — феномен ), где научение играет минимальную роль и особенно ясно проявляется перцептивная природа решения задач. В студенческие годы был под большим влиянием идей Макса Планка и всегда считал, что физика в конечном счете объяснит биологические процессы, а биология, в свою очередь, даст ответы на вопросы психологии. Изучая акустическое и зрительное восприятие и иллюзии, К. открыл некоторые регулярности и на их основе постулировал существование нейронных полей мозга, ответственных за различные феномены восприятия (Gestalt Psychology , 1929, 1947). Он усовершенствовал концепцию психофизического изоморфизма Вертгеймера (Wertheimer), утверждая существование макроскопических зональных процессов, заключавшихся в том, что нервные импульсы, возникавшие в одной точке мозга, распространяются в дистальном направлении. Эти психохимические особенности нервной ткани, по мнению К., формируют органические корреляты таких гештальт-концепций, как группировка, сегрегация, точность и замыкание. Группировка описывает восприятие объектов, находящихся близко друг от друга в зрительном поле, которые воспринимаются как группы объектов, а не как некоторое количество не связанных между собой предметов. Точность — другой гештальт-принцип, утверждающий, что перцепция происходит в отношении формы, наиболее узнаваемой в данных обстоятельствах. Замыкание описывает тенденцию к восприятию неполной фигуры как целостной, например разомкнутого круга как целого. К. оказывал большое влияние на современных ему ученых. Он был одним из основателей и редакторов журнала Psychologische Forschung. В 1920 г. возглавил психологическую лабораторию Берлинского ун-та; в 1921 г. получил звание профессора Геттингенского ун-та; с 1922 по 1935 г. заведовал кафедрой психологии Берлинского ун-та. Подвергая свою жизнь опасности, он несколько лет противостоял нацистам, угрожавшим закрыть его Психологический ин-т при Берлинском ун-те. В 1935 г. К. эмигрировал в США, где работал более 30 лет. Там были опубликованы дальнейшие его труды: The Place of Value in a World of Facts, 1938; The present situation in brain physiology / American Psychologist, 13, 1958; Unsolved problems in the field of figural after-effects / Psychological Record, 15, 1965; The Task of Gestalt Psychology (1969). К концу жизни получил признание и на родине. В 1965 г. К. получил звание Почетный житель Берлина; в 1967 г. был избран почетным президентом Немецкого психологического общества. В рус. пер. издано: Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930; переиздано в Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления , М., МГУ, 1981. Л.А. Карпенко

Просмотров: 505
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • АВТОМАТИЗМ в психологии
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Концепция невроза в гештальтпсихологии и гештальттерапии
  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • УСТАНОВКА в психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • ЦЕНТРИРОВАНИЕ (в психологии)
  • автоматизм (в психологии)
  • беседа (в психологии)
  • взаимодействие (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • предмет психологии
  • принцип всесторонности (в психологии)
  • принцип детерминизма (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь