ГРОТ

Николай Яковлевич (1852-1899) -русский психолог и философ. Один из основателей российской экспериментальной психологии, автор теории эмоционально-нравственного развития человека. Специалист по теории философского знания, гносеологии и этике. Родился в семье филолога — академика Я.К. Грота. Образование получил в Петербургском ун-те, окончив историко-филологический фак-т. После стажировки в Германии, стал профессором кафедры философии Историко-филологического ун-та в Нежине. Защитил магистерскую дис. по теме Психология чувствований (1880), докт. по теме К реформе логики (1883), в которых развивал свою концепцию логики и эмоций. В 1883 г. Г. — профессор философии в Одессе, с 1886 г. — профессор Московского ун-та, где М. М. Троицкий передал ему заведование кафедрой философии и где он работал до конца своей жизни. В 1887 г. Г. возглавил Московское психологическое общество. С 1889 г. он первый редактор журнала Вопросы философии и психологии. В своих ранних исследованиях Г. ориентировался на учение И.М. Сеченова. В дальнейшем его миропонимание эволюционировало от спен-серовского позитивизма (когда он считал, что задача философии в синтезировании научного знания) к признанию наличия метафизической реальности (т.е. признания сверхчувственных принципов и начал бытия), в частности, признания реальности сознания вселенной и к утверждению, что априорный метод метафизики и есть метод чувства, который он разрабатывал в своих исследованиях. Развивая программу построения психологии, Г. исходил из того, что психология должна быть объективной естественной экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического использования психологии в педагогике, медицине, юриспруденции (Основания экспериментальной психологии, 1896).Главное достоинство экспериментальной психологии Г. видел в том,что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. В то же время ее наибольшая трудность состоит в способе передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная интерпретация последнего, так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным. Особое внимание в своих работах Г. обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями (Психология чувств, 1880). Он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. В качестве основной единицы душевной жизни выделял психический оборот, в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее Движение организма навстречу предмету). Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, Г. доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма, что существует баланс сил в удовольствии и страдании. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, приводя, как правило, к их снижению. Теория баланса сил (опирающаяся на закон сохранения энергии) связывалась с развитием нравственности у человека: счастье, по мнению Г., заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены. Это определение счастья во многом являлось основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли, которую Г. рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам. Его основная идея заключалась в том, что свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигается она личностью самостоятельно, в процессе индивидуального саморазвития. Большое значение Г. придавал просветительской деятельности, распространению психологических знаний в обществе, чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов. Автор трудов: О душе в связи с современными учениями о силе, Одесса, 1886; Что такое метафизика/ Вопросы философии и психологии, 1890. Кн. 2 и др. Л. А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Просмотров: 716
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Автор как переводчик себя
  • Возникновение психологии как науки
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь