ГЕРЦЕН

Александр Иванович (1812— 1870) — русский философ, писатель, публицист. Закончил физико-математическое отделение Московского ун-та (1829— 1833). За участие в революционном кружке арестован (1834) и выслан (1835) из Москвы (вместе с Н.П. Огаревым). Вторая ссылка— в Новгород (1841 — 1842). Возвратившись в Москву (1842— 1847), Г. публикует ряд острых публицистических, философских и литературных произведений. В полемике с официальными идеологами и славянофилами выступил как автор теории русского социализма. В 1847 г. уехал за границу, где решил остаться, чтобы иметь возможность без цензуры публиковать свои взгляды в борьбе с самодержавием в России. В 1852 г. переехал в Лондон, где создал вольную русскую типографию (1853) и с 1857 г. совместно с Н.П. Огаревым начал издавать газету Колокол, в которой развернул революционную пропаганду. Убежденный материалист, Г. отстаивал принцип детерминизма как базу научного мировоззрения. Материалистическую позицию занимал он и в понимании природы психического, трактуя психику как особую функцию мозга, свойство материи. Естественнонаучная ориентированность взглядов Г. проявлялась в принятии эволюционных идей Ч. Дарвина, в утверждении необходимости при изучении психики опираться на данные физиологии. В то же время Г. выступал против вульгарно физиологического взгляда на человека, расчленяющего его на рефлекторные акты, подчеркивал важность исторического подхода в понимании сознания, считал, что социальная сущность человека выходит за пределы физиологии и обусловливает его развитие как существа активно, разумно и свободно совершающего свои действия. Таким образом, волевая активность и нравственная свобода человека выступают у Г. как психологическая, антропологическая реальность. Этот подход был важным шагом в материалистическом обосновании активности личности, разрушении механического подхода к человеку. Г. полагал, что ощущение и мысль — составные части единого процесса познания: истину можно проверить как мышлением, рационально, так и опытом, практикой. Выступая против дуализма в рассмотрении взаимоотношений мысли и слова, Г. определял слово как средство более или менее адекватного выражения мысли. Различал смысл и значение слова. Одной из задач воспитания называл формирование активной мыслительной деятельности человека, как основы процесса самообразования. Важнейшую роль в жизни человека отводил деятельности как физиологической необходимости, обеспечивающей развитие личности, подчеркивал связь деяния и мышления человека, говорил о том, что мыслительная работа всегда требует волевых усилий человека. Подчеркивая влияние окружающей среды на развитие личности, отмечал в то же время сложную диалектику взаимоотношения среды и уровня развития личности: чем более развито сознание, ярче самобытность человека, тем менее он зависим от среды. Применительно к общественным процессам был сторонником крестьянского социализма. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественных отношений. В конце жизни склонялся к реформистским путям преобразования общества. Пребывая в эмиграции, будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Г. в немалой степени содействовал тому, чтобы западноевропейские страны получили адекватное представление о России и русском национальном характере. Труды Г. изданы в виде Собрания соч. в 30-ти томах (1954—1965); Избранные педагогические высказывания Г. опубликованы в 1951 г. В. В. Большакова, Л.А. Карпенко

Просмотров: 1203
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Гармоничное развитие человека
  • Гармоничное развитие человека
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Здоровый образ жизни человека
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Общее развитие человека
  • Основные события в жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Продолжительность жизни человека
  • Психическое развитие человека
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие человека
  • Развитие человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Физическое развитие человека
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь