ГЕЛЬМГОЛЬЦ

(Helmholtz) Герман Людвиг Фердинанд (1821 — 1894) — немецкий естествоиспытатель, врач, физиолог и психолог. Обучался медицине в Королевском Военном институте в Берлине. Уже будучи хирургом в Прусской армии, продолжал работать в области теоретической физики, которой с юности увлекался. Г. принадлежит ряд выдающихся открытий и теорий, которые революционизировали естествознание XIX века. Он был одним из авторов открытия закона сохранения энергии. Это сыграло решающую роль в том, что положение об особой жизненной силе, действующей в организме, было изгнано из физиологии, превратив ее в точную науку, доступную изучению методами физики и химии. Г. измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора — кинографа (позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане) . Раздражая участки нерва, отстоящие от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения импульса, установив, что она является сравнительно небольшой — порядка нескольких десятков метров в секунду. Эти выводы стали исходными для нового психологического направления, а именно — исследования времени реакции. Еще большее значение для психологии приобрели работы Г., относящиеся к деятельности органов чувств, изученной им экспериментально с использованием методов математической обработки данных. Труды Г. Учение о слуховых ощущениях как функциональных основах теории музыки (1873) и Физиологическая оптика (1867) составили фундамент современного знания о строении и функциях органов чувств. Г. был сторонником учения о специфической энергии органов чувств, согласно которому каждый орган чувств представляет аппарат, заряженный специфической энергией. Он считал, что ощущение возникает в результате высвобождения этой энергии при раздражении нерва каким-нибудь внешним влиянием. Главная трудность заключалась в том, что следовало объяснить, как связать порождаемое нервом чувственное качество (зрительное, слуховое и другие ощущения) с независимым от этого качества внешним предметом. Г. предложил преодолеть эту трудность, обратившись к теории знаков или символов. Согласно этой теории отношения ощущения к внешнему предмету являются знаковыми или символическими. Символ указывает на предмет, но ничего общего с его объективными свойствами не имеет. Тем не менее символ полезен, поскольку помогает не спутать внешние раздражители, отличить один от другого. А это достаточно, чтобы обеспечить организму успешную ориентацию в среде и действие в ней. Ряд теоретиков возражали Г., указывая, что ощущение не только символизирует внешний объект, но и передает информацию об его реальных свойствах. Эта зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей отчетливо выступила в классических экспериментах Г. по изучению того, как формируется пространственный образ вещей. Здесь явственно выступил фактор предметности восприятия. Пространственные координаты определяют диспозицию предметов, их объемность и др. Но на этот раз в действие вступала особая переменная, а именно двигательная активность зрительного аппарата. Исследование роли мышцы и сопряженных с ней слабо осознаваемых мышечных (кинестетических) сигналов. Это позволило с новых позиций объяснить внутреннюю связь сенсорных (чувственных) и двигательных актов, сложная механика взаимодействия которых скрыта за кажущимся простым и непосредственным воспринимаемым образом воспринимаемого мира. Особенно отчетливо это выступало в опытах Г., когда он использовал различные призмы, искажающие зрительный образ, каким он складывается в естественных условиях видения. Несмотря на то, что в этом случае преломление лучей дает искаженное восприятие предмета, испытуемые очень скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это достигалось благодаря опыту, который состоял в многократной проверке действительного положения объекта, его формы, величины и др. посредством движений глаз, рук и всего тела. Эти движения, полагал Г., подчинены определенным правилам, которые по существу являются правилами логики, своего рода умозаключениями, но бессознательными. Благодаря движениям мышц, изменению их конфигураций и напряжений неосознанно определяется истинное положение объекта во внешнем пространстве. Тем самым учение Г. путем множества опытов доказало теснейшую связь чувственных, мышечных и умственных факторов в построении картины зримого человеком мира. Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский

Просмотров: 841
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • »Это не всё» методика
  • ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд (1821-1894)
  • Гельмгольц, Герман фон | HELMHOLTZ, HERMANN VON (1821-1894)
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Закон специфической энергии Миллера
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • концепция специфической энергии органов чувств
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
  • Специфической нервной энергии доктрина
  • СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ, ДОКТРИНА
  • Техника «это еще не все»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • Человек — это звучит гордо
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Это
  • ЭТО (ИТ)
  • Это (Ит)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь