|
ДУБРОВИНАИрина Владимировна (p. 1935) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Является основателем детской практической психологии, разработчиком и организатором школьной психологической службы. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992), чл.-кор. РАО (1995), д. чл. РАО (2000). Гл. ред. журнала Детский практический психолог. Награждена медалью К.Д. Ушинского (1995). Окончила в 1958 г. фак-т русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в1966, защитив канд. дис. Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович.С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докт. дис: Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы. С 1992 г. заведует лабораторией Научных основ детской практической психологии. Основное направление научных исследований Д. первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования. (Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту, 1987). На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотиваци-онно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. Результаты были опубликованы в коллективной монографии: Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (1988). Детальный анализ формирования личности старших школьников был представлен в монографии Формирование личности старшеклассника (1989) и книге: Формирование личности в онтогенезе (1992, ред. и соавт.). С конца 1970-х гг. под руководством Д. проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах (Психическое развитие воспитанников детского дома/ ред. совм. с М.И. Лисиной,1990). В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского Д. начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано Положение о психологической службе образования, а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, Д. разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования: Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (1991); Рабочая книга школьного психолога (1991); Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (1994). Разработала программу подготовки практических психологов образования. Л.А. Карпенко, А. И. Коновалов 166
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|