БОЖОВИЧ

Лидия Ильинична (1908— 1981) — российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический фак-т 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР, где защитила докт. дис: Возрастные закономерности формирования личности ребенка. До 1978 г. возглавляла лабораторию формирования личности. Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения (присвоения) общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен смыслового барьера, суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан аффект неадекватности , суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя. В.Э. Чудновский

Просмотров: 1174
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Амбивалентность поведения ребенка
  • БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981)
  • Вероятность рождения ребенка данной очередности (PARITY PROGRESSION RATE)
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • История развития учения о патологии личности
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Методика «Межличностные отношения ребенка»
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Мотивы развития личности
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь