|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
Утопия— определенный образ мышления, система взглядов, в основе которой лежит неприятие существующих социальных порядков, противопоставление им устройства, более соответствующего человеческим представлениям о гармоничном, справедливом обществе. Основные типы традиционных утопических конструкций представлены как «компенсативный проект» — идеализация прошлого, легенда о «золотом веке» человечества; модель совершенного мира; альтернатива существующему обществу. Понятие «У.» заимствовано из названия произведения Т. Мора «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии» (1516). У. может быть рассмотрена как: 1. Идеал — произвольно сконструированный общественным массовым сознанием образ социума, выступающий в качестве объекта созерцания, практической деятельности человека; входит в состав религиозных верований, этических, правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений, дающих образцы человеческой жизни. Каждая эпоха создавала собственный идеал государственного устройства. 2. Литературный жанр — У. места («Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанелла), У. времени (ухронии) — теория «золотого века» Гесиода; «Год 2440» Мерсье; «В 2000 году» Беллани; технократические У. («Новая Атлантида» Ф. Бэкона; «Города Луны» Сирано де Бержерака) восполняет недостаточность выразительных средств рационального мышления. Социальные функции У. превращают художественную реальность из эстетического феномена в идеологический, оказывают влияние на выдвижение социально значимых целей, общественных идеалов, которые, по мнению К. Мангейма, способны когда-либо сбыться. 3. Образ мышления — свойственное человеческому разуму критическое осмысление существующего порядка вещей, порождает желание изменить реальность, создать новый, счастливый для всех мир. Несмотря на жанровые различия, утопизм во всех исторических версиях рассматривает общество как механическую систему, предполагая, что можно организационными мерами установить совершенный общественный порядок, достигнуть желаемой цели, становится способом понимания и критики жизненного мира, не соответствующего абсолютным ценностям. В этом контексте этические нормы У. предстают как система регулятивных идей, идеалов, императивов, выражающих интересы определенных социальных групп и являющихся социальным ориентиром человека в обществе. Утопический общественный иДеал массового сознания представляет ценностную модель усредненного человека, для которого красота подменяется пользой, стремление к истине — благополучием, счастье покупается ценою свободы, индивидуальность трактуется как бунт против общественного порядка и оборачивается трагедией для отдельной личности. Все чаще в литературе традиционная сциентистская У. подвергается тотальной трансформации, перерастая в антиутопию (негативную У, дистопию, какотопию) — образ, повествующий о наихудшем государственном устройстве, где старые этические нормы рассматриваются как симптом тяжелой болезни лицемерного общества, отвергается существование «правильного мира», к которому можно приобщиться, строго соблюдая общепризнанные нормы. Классическими произведениями этого жанра являются: «Мы» Е. Замятина; «Скотный двор», «1984» Дж. Оруэлла; «О новый дивный мир» Г. Хаксли; «Механический апельсин», «1985» А. Берджесса; «Повелитель мух» У. Голдинга. Их мир представляет у одних — командную тоталитарную систему с присущим ей насилием (Оруэлл, Замятин); а у других — более мягкий, в большей мере основанный на манипулировании, чем на прямом насилии западный путь «прогресса», унификации жизни (Хаксли). Антиутопии говорят о «диагнозе болезни» существующего общества, предвидят его возможное будущее, возникают как протест против технократии, где раз и навсегда установленное единомыслие сохраняется путем физического насилия, а личность является идейной персонификацией общественно значимой нормы. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|