|
ОБРАЗ ЖИЗНИ- устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Понятие «О. ж.» обозначает и раскрывает как специфическое содержание самой человеческой жизни, «состояние мира» (К. Маркс), в определенных общественных условиях, так и ее направленность, ценностную ориентацию. О. ж. личности-это своеобразное выражение диалектического единства социально типизированного и духовно уникального в поведении, общении и бытовом укладе людей. В определенной мере внутренний мир, жизненные устремления и потребности отдельного человека совпадают с целями общения и нормами поведения, к-рые являются типичными для данной общности (группы, класса, об-ва в целом). Подобные «совпадения» и зафиксированы в таких обобщающих понятиях, как «буржуазный О. ж.» и «социалистический О. ж.», к-рые представляют собой своего рода научные абстракции, позволяющие выделить нечто общее, «массовидное», в реальном разнообразии индивидуальных и групповых проявлений жизнедеятельности людей в условиях сосуществования противоположных социальных систем. Для характеристики индивидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей О. ж. личности или группы людей применяют понятие «стиль жизни» . О. ж. людей обусловлен прежде -всего характером их участия в производстве, а также их отношением к этому участию. Отсюда коренное различие в О. ж. людей при капитализме и при социализме, а также и всевозможные отклонения от общепринятого О. ж. внутри той или иной общности (напр.. наличие в социалистическом об-ве людей, ведущих праздный, паразитический О. ж.). Связь О. ж. со сферой труда и производства проявляется через потребности, интересы, стимулы, порождаемые способом совместной деятельности людей. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности людей и формируемый им характер общения и поведения) и субъективного (цели общения, мотивы деятельности, ценностные ориентации) моментов, О. ж. социальных групп и отдельных личностей представляет собой целостную структуру, формирующуюся из элементов как материальной, так и духовной жизни данного об-ва. Взаимодействие этих элементов проявляется не только в особенностях социалистического или буржуазного О, ж. в целом, но и во всевозможных вариациях внутри каждого из них: в т. наз. «групповых» и «личных» стилях жизни. Труд как цель жизни - отличительная черта социалистического О. ж., ибо совместная деятельность людей, преследующая общую цель, представляет собой гл. условие освобождения человека от индивидуалистической психологии и подлинно нравственного существования. Поэтому тунеядство и любые формы нерадивого отношения к, труду рассматриваются как проявления поведения, противоречащего социалистическому О. ж. и становятся объектом морального осуждения. Коллективный характер труда при социализме порождает не только потребность, но и привычку жить в коллективе, решать важнейшие жизненные вопросы коллективно: ^Поэтому коллективизм. -характерная черта не только духовного и морального облика советского человека, но и социалистического О. ж. Единство целей, интересов и идеалов, чувство взаимной солидарности наполняют повседневную жизнь человека в социалистическом об-ве богатством социальных связей и отношений, освобождая ее от узости, замкнутости и обособленности. Происходит практическое преодоление типичного для капитализма и буржуазного О. ж. противоречия между «личным» и «общественным», между «внутренним миром» личности и ее «внешней» деятельностью, между индивидуальным и коллективным поведением и т. п. Особенностью социалистического О. ж. является созданная коллективистскими условиями бытия такая нравственная и психологическая атмосфера жизнедеятельности, к-рая воспитывает в людях чувства взаимного уважения, требовательности и ответственности, активное и заинтересованное отношение к окружающему миру и проблемам общественного развития, нетерпимость ко всяким отступлениям от норм социалистического общежития и коммунистической нравственности (к проявлениям индивидуализма, собственнической психологии, потребительства и т. п.). Массовой привычкой, чертой именно советского О. ж. является также добровольное и сознательное участие людей в общественной деятельности, способствующее развитию духа товарищества, уважения личной свободы и человеческого достоинства др. людей. Свободная от меценатства и благотворительности забота о др. человеке, способность и готовность разделить его горе и радость есть проявление подлинного бескорыстия, к-рое вырабатывается как общественная норма поведения только в условиях коллективного общения и активного участия в общественной жизни. Т. обр., при социализме формируется 1!овый тип связи между образом действий и мышления людей, когда мотивы и стимулы повседневного их поведения становятся выражением свободного и сознательного выбора, развитой способности всегда поступать в соответствии с целями и идеалами социалистического об-ва. Подобный О. ж., ориентированный на преобразование наличных условий бытия и их совершенствование, предполагает высокий уровень нравственного сознания и духовного развития. В связи с этим становление коммунистического О. ж, неразрывно связано с всесторонним, целостным развитием личности, с воспитанием людей, обладающих развитым социалистическим сознанием, высокой культурой, т. е. духовно богатых индивидов.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|