Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Персонализм



Персонализм

(от лат. persona — личность) — направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир — как проявление личностной творческой активности. В начале XX в. возникает в России (Н. Бердяев, Л. Шестов, И. Лосский), в США издается журнал «Personalist» (Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, Э. Брайтмен). Во Франции в 30-е гг. XX в. в журнале «Esprit» проблематику П. разрабатывают Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер, П. Ландсберг. Оригинальная позиция заявлена в работах М. Бубера. Возникновение П. стало мировоззренческой реакцией на кризис репрессивной (монологической) по отношению к личности культуры XX в. П. отрицает прагматическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как особого рода целостность и высшую культурную ценность. Современный П. представляет собой сложную ассимиляцию заимствований из экзистенциалистской и психоаналитической философии, марксизма, христианской антропологии, является продолжением гуманистической традиции классической философии. Персоналистская гносеология в основном разрабатывается в американском П., французский П. сосредоточен на теоретическом и практическом решении социальных задач, русский — на этической проблематике. В самоопределении П. предстает как преодоление классического рационализма и иррационализма, как новый тип философствования. Предметом и единственной сферой компетенции философии П. считает исследование личностного существования, раскрытие тайны творческой субъективности. В качестве социальной программы выдвигается «тотальное» развитие человека на основе «нового» истолкования его бытия. Основным объяснительным принципом становится категория «общение», задающая не субъект-объектную, а субъект-субъектную структуру отношения человека к миру. С этой точки зрения, центральное понятие «личность» трактуется как уникальная целостность, критерий и цель человеческой истории. Творчество является образующим принципом и способом бытия личности. Уникальность и целостность духовного личностного опыта становятся условием и «методом» подлинного понимания мира как целостности. Природа и общество в таком случае не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога. Прагматизм и установка научной деятельности на анонимность и созерцательность задают объективно-безличностный тип отношения человека к миру, субъективность в науке рассматривается как произвол, в силу чего личность не только не востребована, но является препятствием в познании истины. Сциентистская абсолютизация безличностной коммуникации — реальная угроза для самого существования личности. Одинокий, бездушный конформист, неспособный противостоять машинной тирании, — продукт тотальной стандартизации. Разобщенность, самодостаточность, эгоизм и индивидуализм являются превращенной, неистинной формой бытия человека в мире. Персональность — открытое бытие, а творчество — единственный способ вовлеченности человека в бытие, реальным результатом которого является не саморазрушение, а самосозидание человека. В самооценке П. предстает как единственная действительная альтернатива технократизму. Основой смыслопорождения во всех сферах деятельности является религиозный опыт общения с абсолютной Личностью, с Богом. Бог — мера подлинности коммуникации, в которой и посредством которой реально осуществляется не только бытие человеческой личности, но и бытие Личности Божественной. Бог открывается в персоналистской коммуникации, в диалоге. Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей между индивидом и бытием. В нравственном пространстве диалога остро встает проблема ответственности человека за свои поступки. В социальной философии П. диалог становится не только основой критики как капитализма, так и социализма, в равной степени подавляющих личность, но и методом построения нового социума, основанного на приоритете личностных духовных ценностей. Внутренней самоцелью истории человечества является развитие личностного начала. История — сфера творческой самореализации личности, ее свободы и полноты бытия. В традиционной философии история предстает как анонимный процесс, не затрагивающий глубинных измерений человека. Особая миссия возлагается на религию, которая должна выйти из теологической самоизоляции и стать ведущей конструктивной силой построения свободного сообщества свободных личностей. Именно религия, опираясь на содействие социальных институтов и структур, способна реально изменить мотивацию человеческого поведения. Без религиозного содержания общественные организации являются «ложными богами», деятельность которых лишь усиливает процессы отчуждения. Любая форма коллективности стандартизирует внутренний мир человека, уничтожает его оригинальность и уникальность. «Бегство от свободы» — специфическая болезнь современного общества. Кризис человека рассматривается как проявление общего кризиса буржуазного общества. Индивидуализм буржуазной личности есть не что иное, как утрата человеком личностного начала. Однако и социализм не имеет перспективы в качестве реальной альтернативы выхода из кризиса. Подлинное «Я» личности — за пределами индивидуализма и коллективизма. Смыслом и целью персоналистской революции является установление личностной коммуникации, полноты отношений «Я» к «Ты». Коммуникция, пережитая как личносткый опыт связи «Я» и «Ты» в «Мы», предстает как высшая ценность и норма Персонали-стского Универсума, общности людей, связанных братской любовью. Любовь трактуется как ответственность «Я» перед «Ты», как единственный способ решения основной культурной задачи, нравственного совершенствования личности. В силу этого подлинным учением о личности является этика, которая должна быть не нормативной, тиранической, а учением о творческих ценностях и творческой энергии человека. Ее задачей становится борьба против окончательной социализации человека, подавляющей свободу духа и совести. Цель жизни личности есть не самосохранение, как у индивидуума, а самовозрастание и самоопределение, осуществляемые в процессе творчества.

Просмотров: 429
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • Бытие человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • Индивидуальный опыт человека
  • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики
  • ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Развитие человека
  • Развитие человека
  • Раздвоение личности (множественная личность)
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Утрата близкого человека в кросс-культурной перспективе
  • Целостность личности
  • Цель жизни Человека
  • Цель человека
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь