Отчуждение

— характеристика особой формы взаимоотношения человека с окружающим миром в процессе его жизнедеятельности, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним как нечто чуждое ему. Понятия, близкие О., использовались уже представителями английской политической экономии XIX в. для характеристики выброса товаров на рынок; сторонниками теории общественного договора — для обозначения процесса передачи индивидуальных человеческих «прав» государству. Центральным понятием О. становится в философии Гегеля («Феноменология духа»). Особое место проблема О. занимает в наследии Маркса. Для Маркса характерно единство экономического, социологического и философского подхода к проблеме. Опредмечивание — характеристика любой человеческой деятельности: «Осуществление труда есть его опредмечивание». Становясь О., «опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом... рабочий относится к предмету своего труда как к чужому предмету». В своем труде человек уже не утверждает себя, но «отрицает», не развивает свою физическую и духовную энергию, но изнуряет себя, разрушает свои духовные силы. «То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному». В процессе О. от человека отчуждается природа, продукты его труда, его «деятельные функции» (творческие способности), родовая жизнь отчуждается от индивидуальной жизни. В результате все то, что составляет «мир человека» — природа, другой человек, вещный мир, культурные ценности, — превращается в нечто чуждое человеку и враждебное ему. Для Маркса ликвидация О. осуществима на пути обобществления труда, изменения прежде всего экономических и политических условий жизни, установления «прозрачно разумных» отношений между людьми. О. в современном постиндустриальном обществе имеет свои особенности. Если раньше О. представало в форме чуждых, мрачных, враждебных человеку сил, в форме власти создания над своим создателем, в форме чудовища Франкенштейна, то в настоящее время О. одевается в крайне привлекательные одежды. О. предстает в формах предельной «прилаженности» предметного мира к человеку, его желаниям, что не дает возможности выработать защитные механизмы, с помощью которых человек может зафиксировать сдою автономность, обособленность от знакового, вещного, идеологического, социального окружения. Человек становится «обусловленным», «вещью», сам того не замечая.

Просмотров: 747
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
  • Аргумент к человеку
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Изменения в процессе труда
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ
  • Обращение к незнакомому человеку
  • Основные компоненты и общая частотноамплитудная характеристика ЭЭГ здорового человека
  • Отношение к человеку
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии
  • Природа человека
  • Природа человека
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Профессиональное общение в системе «Человек Природа»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ
  • Телосложениеобщая характеристика формы и пропорция тела человека.
  • Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Экстенсивная характеристика труда
  • научение (применительно к человеку)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь