Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Исторический материализм



Исторический материализм

— марксистская теория общественного развития, создателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс. И. м (материалистическое понимание истории), по определению Маркса и Энгельса, представляет собой науку о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Общество предстает как единый целостный процесс, во всем многообразии проявлений общественной жизни. Открытые Марксом законы являются методом исследования исторического прошлого и настоящего, основой социальных прогнозов. И. м. возник в середине XIX в. как научно-теоретическое выражение интересов пролетариата, теоретики марксизма рассматривали его как органическое единство научной объективности и партийности, что позволяет применять его в качестве научной основы политической практики пролетариата, стратегии и тактики классовой борьбы, построения коммунистического общества. Исходной посылкой И. м. является тезис о первичности общественного бытия (материи) по отношению к общественному сознанию, которое рассматривается как отражение социальной формы движения материи. Хотя в истории действуют люди, сознательно преследующие свои цели, эти цели, как и средства их достижения, определены материальными условиями их жизни. Таким образом, понятие материи распространяется на историю, которая понимается как продукт и результат материальной деятельности людей, как общественно-историческая практика, как объективней всемирно-исторический процесс. Методом исследования истории становится Материалистическая диалектика, что позволило создать последовательно материалистическое учение об обществе. Основной причиной общественного развития Маркс считал противоречие в способе материального производства между динамично развивающимися производительными силами общества и консервативными производственными отношениями. Фундаментальной категорией И. м. является общественно- экономическая формация, исторически определенный этап общественного развития, исторически конкретная форма взаимосвязи экономического базиса и идеологической надстройки. Диалектическое противоречие базиса и надстройки определяет характер, механизм, темп исторического прогресса. История человечества предстает как закономерная смена общественно- экономических формаций. Движущей силой, творцом истории является народ, в своей повседневной деятельности создающий средства для удовлетворения материальных потребностей, которые являются необходимым условием формирования потребностей более высокого уровня (духовных) и необходимых средств для их удовлетворения. Способом перехода от одной общественнб- экономической формации к другой является социальная революция, коренной переворот в экономическом базисе общества и политико-культурной надстройке. На основе анализа механизма смены общественно-экономических формаций делается прогноз о закономерном возникновении коммунистической формации как общества, гармонически сочетающего свободу индивида и общества. Историческим субъектом строительства коммунизма является пролетариат, в классовой борьбе уничтожающий эксплуатацию как форму общественных отношений. В осуществлении этой задачи Маркс и Энгельс видели историческую миссию пролетариата. Научный прогноз о закономерном возникновении коммунизма, по определению Энгельса, превращает социальное учение марксизма из утопии в науку. Открытые Марксом и Энгельсом законы общественного развития раскрывают роль общественно-исторической практики в завоевании человеком свободы. Свобода понимается как познанная необходимость, примененная в практике для достижения поставленных человечеством целей. Историческая закономерность проявляется в сознательной целеполагающей деятельности людей и посредством этой деятельности. Свобода, таким образом, заключается не в независимости от законов природы, а в возможности использовать их для достижения поставленных целей. Исторические законы проявляются в деятельности людей как общая тенденция общественного развития, конкретные исторические события уникальны и неповторимы в других условиях, при других обстоятельствах. Тем не менее в исторических событиях проявляются общие, типические черты, характерные для определенной общественно-экономической формации. Знание законов общественного развития не освобождает человека от необходимости действовать полагаясь на объективность и неизбежность законов истории, а, напротив, побуждает народные массы к активной преобразовательной деятельности. В общественно- экономических формациях, построенных на эксплуатации, историческая закономерность проявляется стихийно через классовую борьбу. Данный период общественного развития Маркс назвал предысторией человечества, подлинная история («скачок из царства необходимости в царство свободы») начинается с построения коммунистического бесклассового общества, в котором общественные изменения являются результатом планомерного самоизменения общества в интересах как общества в целом, так и каждого из его членов. И. м. развивался в трудах последователей марксистской теории, в теоретической деятельности идеологов коммунистических партий и международного рабочего движения. Основной задачей их деятельности стали защита И. м. от ревизионистской критики и развитие его основных положений в новых исторических условиях. В России в начале XX в. И. м. развивался и популяризировался в трудах Г. Плеханова и В. Ленина.

Просмотров: 1028
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, или материалистическое понимание истории
  • КЛАССОВО ОТКРЫТЫЕ ОБЩЕСТВА
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории)
  • ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
  • ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ОБЩЕСТВА
  • Общественно-экономическая формация
  • Общественно-экономическая формация
  • Общественно-экономическая формация
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПРОГНОЗ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Прогноз общественного явления
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Структурные изменения общественности и исследования Хабермасом гражданского общества
  • ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
  • Формация общественно-экономическая
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь