Ценность

— 1. Понятие, которое характеризует «предельные», безусловные основания человеческого бытия. 2. Значение определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия «Ц.» часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается в качестве Ц. — свобода, добро, истина, — для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле не являются Ц. Понятие Ц. сопоставимо с понятием сущности человека, которая не всегда совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Философское понимание Ц. предполагает следующие ее особенности: Ц. и «сущность человека»  — понятия однопорядковые; осознанность Ц.; воплощенность Ц. в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность Ц. как должного идеала — реальности («сущему»); включенность Ц. в целеполагающую и оценочную деятельность человека. Понятие Ц. невозможно раскрыть, не обращаясь к понятию оценки — соотнесению реальных явлений с Ц. и к понятию цели — проекта достижения Ц. Цели, формируемые на, основе Ц., — это всегда масштабные, смысложизненные цели. Ц. как координаты человеческого мира способствуют его устойчивости, организуют целенаправленную человеческую деятельность. В изве- стном смысле Ц. — это «предельные цели» человека и общества, они выступают критерием оценки любого культурного феномена. Культура и есть мера вогоющенности Ц. в нашей жизни. Ц. является предметом исследования особого раздела философского знания — аксиологии (греч. axia — ценность, logos — учение). Хотя Ц. (добро, истина, красота, справедливость и т. п.) всегда были предметом философского размышления начиная с античности, но «проблема ценностей» как самостоятельная философская проблема возникла не так давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое время не были отделены друг от друга, не составляли самостоятельных областей философского исследования. В известном смысле, внимание к проблеме Ц. в европейской философии было инициировано мироощущением, характерным для христианства. Разделение мира, космоса на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира священного, сакрального как средоточия благого, его обращенность к человеку формировали систему точек отсчета, жизненных ориентиров, целей. Но только в конце XVIII в. с появлением кантовских «критик», в которых мир в его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения различных человеческих способностей, аксиология получила основу для самостоятельного существования. В аксиологии Ц. выделены в особую область. Либо это область будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Другие концепции рассматривают Ц. в качестве инварианта различных видов человеческой деятельности: Ц. — абстракция, реально существуют лишь нормы, правила деятельности. Существуют релятивистские концепции Ц., лишающие Ц. их общезначимости и ограничивающие их действие особой культурно-исторической областью, например жизнью одного народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях Ц.: ценно то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку проблема Ц. получила в неокан-тианстве Баденской школы. Наибольшую трудность в аксиологии представляет классификация Ц. Классификация предполагает соподчиненность элементов системы, их иерархическую выстроенность. Однако Ц., расположенные по разным уровням, лишаются своей самоценности, бе-. зусловности; начинают выполнять служебные функции, психологизируются, превращаются в слепок с человеческих потребностей. Продуктивную попытку создать систему Ц. предпринял представитель Баденской школы Г. Риккерт. Осознавая непреодолимые трудности, стоящие перед исследователем, дерзнувшим классифи-цировать, ранжировать мир внеисторического, трансцендентного, Риккерт предложил «открытую» систему Ц. как «учение о миросозерцании»; он поставил задачу обнаружения сверхисторического в историческом, осуществления Ц. в процессе достижения «благ» («О системе ценностей»). Риккерт разделил Ц. и «культурные блага» — реальные, исторически ограниченные предметы «пользования» человека. Только обращаясь к историческим формам воплощения Ц. — к благам — можно создать «открытую» систему Ц., предполагающую постоянную корректировку содержания отдельных Ц., как они понимаются человеком и человечеством. Система Ц. требует использования понятия оценки — значимости Ц. для субъекта. Наконец, надо учитывать стремление к осуществлению Ц. в жизни — «тенденцию к свершению». Существуют три области «свершения», осуществления Ц.: это область благ будущего, благ настоящего и «благ вечности». Первая и вторая области принадлежат истории; третья — запредельна ей. Помимо «тенденции к свершению» существует еще один принцип классификации благ в их отношении к Ц.: все блага делятся на «блага созерцания» и «блага* действенности», или активности. С точки зрения «благ созерцания» все окружающее рассматривается вне социальных отношений, как «вещь» сама по себе. С точки зрения «благ действенности» рассматриваются «лица». Поэтому тенденция «благ созерцания» — монизм, подведение вещей под один принцип, тенденция «благ действенности» — плюрализм, отказ от нивелирования «лиц». Опираясь на эти два принципа, Риккерт выделяет шесть областей Ц. Прежде всего, это наука — благо, в котором обнаруживает себя устремленность к реализации Ц. в будущем (стремление к истине). Одновременно наука — это «благо созерцания», так как наука ничего не желает изменять. Вторая область Ц. — искусство, сфера созерцательных Ц. настоящего. Третья область — мистика (буддизм, пантеистические учения) — область применения созерцательных Ц. вечности. В четвертой сфере — социально-этической — проявляют себя действенные блага, являющиеся одновременно благами будущего. Пятая сфера — сфера действия личных жизненных благ настоящего. Шестая сфера — религия «благ действенности» и аб- солютного свершения — теизм, религия Бога-личности, возвыше-ние личной жизни во всем ее объеме. Место философии в этой си-стеме — промежуточное, она «посередине между бесконечной целостностью и совершенной частичностью, между благами будущего и благами настоящего». Для М. Хайдеггера само использование понятия Ц. есть высшее выражение субъективизма европейской философии. Образ Ц. в философии антропоморфен, Ц. лишь по видимости отдалена от человека. Ц. — это проекция человеческих устремлений, это цель- Ц., желание-Ц. Ницшевская программа «переоценки ценностей» раскрывает, выводит на свет доселе скрытое, потаенное содержание европейской философии. Ц. — это самим человеком устанавливаемый для себя  предел. Теория Ц. неотделима от теории человека. Главное для человека, считает Хайдеггер, «удостовериться в своей собственной ценности».

Просмотров: 703
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Это не всё» методика
  • Безопасные условия для человека
  • ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Техника «это еще не все»
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Цель жизни Человека
  • Человек — это звучит гордо
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Это
  • Это (Ит)
  • ЭТО (ИТ)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь