|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
Биоэтика— область междисциплинарных исследований и экспертизы, предметом которой является моральная сторона взаимодействия между медиком и пациентом, а также этические проблемы, возникающие в биомедицинских исследованиях, в науках о поведении, в частности при экспериментировании на животных и человеке, этические аспекты проблем, связанных с выделением и распределением ресурсов на здравоохранение и медицинскую помощь. Естественной предшественницей Б. является медицинская этика, на протяжении многих веков регулировавшая взаимоотношения между врачом и пациентом, выходящие за чисто прикладные (методы лечения) и юридические рамки. К традиционным вопросам медицинской этики относятся: врачебная тайна, прерывание беременности (аборт), эвтаназия (умерщвление пациента ради его блага), трансплантация органов и др. Каждый из этих вопросов связан с решением сложных моральных проблем. Например, в защиту той или иной формы эвтаназии, т. е. возможности отказа от лечения или даже «помощи» неизлечимому, невыносимо страдающему больному в умирании, высказываются следующие аргументы: Человеку должно быть предоставлено право самоопределения, вплоть до того, что он сам может выбирать, продолжать ли ему жить или умереть. Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения, каким фактически становятся попытки продлить его физическое существование. Лечение и содержание обреченных отнимает у общества много средств, которые могли бы быть использованы на благо излечимых больных. Однако против этих аргументов высказываются контраргументы противников эвтаназии: Эвтаназия есть покушение на высшую ценность, какой является человеческая жизнь. Возможность ошибки диагностики и прогноза болезни. Возможность появления новых медикаментов и способов лечения. Риск злоупотребления со стороны персонала. Не менее сложные проблемы связаны с пересадкой (трансплантацией) органов. В 1970-х гг. в США произошел судебный процесс, вошедший в историю своей необычностью. Подсудимому было предъявлено обвинение в убийстве. Адвокат потребовал замены формулировки «убийство» на «вооруженное нападение». При этом главным аргументом стало следующее обстоятельство. За месяц до суда преступник выстрелом в голову убил человека по фамилии Мур. Врачи установили факт смерти от огнестрельного ранения в мозг. Еще живое сердце убитого было извлечено и доставлено вертолетом в другой город, где его пересадили другому человеку. Адвокат потребовал замены формулировки (ибо за этим — другая статья уголовного кодекса, а значит, иное наказание!), сославшись на то, что Мура после ранения нельзя было считать мертвым, если его сердце продолжало биться. «Кто же совершил убийство, — обратился он к суду, — тот, кто стрелял, или хирург?» В Японии и мусульманском мире трансплантологии вообще не существует. Ее противники ссылаются на то, что в качестве донорских могут быть использованы только живые органы, а значит, и прежнего их владельца нельзя считать мертвым. На этом вопрос считается исчерпанным. Таким образом, во взаимоотношениях врача и пациента существуют не только медицинские, но и правовые, философские и богословские вопросы, относящиеся к пониманию прав пациента и врача, ценности жизни, уважении личности, справедливости распределения благ в обществе для лечения разных групп заболеваний. Главными причинами перехода от традиционной медицинской этики к Б. явились следующие: Развитие и внедрение в повседневную практику новых медицинских технологий, а вместе с ними — и новых вопросов морально-этического и правового порядка (например, методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и др.). Изменение понимания взаимоотношений между медиком и пациентом, рост общественных движений (общества пациентов, ассоциации инвалидов, потребителей медицинских услуг и т. д.), ставящих во главу угла права человека (уважение к пациенту и автономии его личности, право на получение информации о диагнозе и прогнозе собственного состояния, право участвовать в принятии решений о выборе методов лечения вплоть до отказа от лечения вообще). Стремительное развитие биологических и медико-биологических исследований, представляющих потенциальную опасность для человека, например в области генной инженерии, и требующих морального осмысления и правового регулирования. Современная Б. не только расширяет традиционный круг проблем медицинской этики, но фактически становится социальным институтом, регулирующим взаимоотношения между врачом и пациентом, здравоохранением и обществом, свободой научного биологического исследования и ответственностью ученого перед человеческим родом и жизнью вообще. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|