|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
УМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ(1846-1915) – российский физик профессор Московского университета, основоположник учения об энергии, создатель физико-механической модели живой материи. Н.А. Умова называли русским физиком-философом. Он разрабатывал теорию колебательных процессов, электричества, оптики, земного магнетизма, молекулярной физики. Важным результатом его теоретических исследований было создание учения о движении энергии, которое он изложил в 1874 году в своей докторской диссертации «Уравнение движения энергии в телах». Умов писал (1874): «...количество энергии, протекающее через бесконечно малый плоский элемент в бесконечно малое время, равно отрицательной работе сил упругости, действующих на этот элемент», «эта энергия является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света». В своей речи «Эволюция атома» Умов, опираясь на открытия радиоактивных явлений, решительно выступил против теории тепловой смерти мира: «Не поражало ли Вас, что, несмотря на рост энтропии, на идущее от века рассеяние энергии, наш мир никак не может умереть и небесные светила не могут потухнуть? С законом роста энтропии связан один важный вопрос: если она увеличивается, то должен был существовать момент, когда энтропия была наименьшей; он должен был совпасть с началом мира, и мы пришли бы опять к загадке: к чему было строить и пускать в ход механизм, осужденный с первого же момента своего существования на смерть? Все эти недоумения решаются всплывающими в современной физике новыми пониманиями. Подсчет энергий, который до сих пор делался, касается лишь внешних движений молекул и атомов и внешних, действующих между ними сил. Эти энергии действительно рассеиваются, но не ими одними обусловливается жизнь мира, его энергия. Они составляют лишь ничтожную крупицу той неисчерпаемой энергии, которая запасена в движениях и силах частей атомов, иначе говоря, в эфире...». Он сформулировал «основной закон энергии», который раскрывает связь между количеством энергии, отнесенным к единице времени, втекающим в среду через ее границы, и изменением количества энергии в среде. Основное уравнение движения энергии, полученное им, в математической (дифференциальной) форме фиксирует закон сохранения энергии. Именно в нем выражена основная мысль учёного о непрерывности энергии, о том, что энергия может распространяться, передаваться от одной точки среды к другой только непрерывно. Положение Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия распространяется не только в определенном пространстве, но и в определенный промежуток времени, исключает всякую мысль о ньютоновском мгновенном дальнодействии. Он был основателем учения о локализации и движении энергии, занимался термомеханическими явлениями в упругих твердых телах. Ряд его работ объясняют эффекты относительности при физических наблюдениях, экспериментальному изучению поляризационных свойств света, рассеянного мутными средами, земному магнетизму и т.д. Но уникальность его как ученого в том, что наряду с научными изысканиями и экспериментами, параллельно с выработкой новых и развитием уже известных физических теорий его мысль формировала своё, цельное и оригинальное мировоззрение, отражающее эволюцию природы и космоса и место в ней человека. В системе взглядов Н.А. Умова важное место занимала материалистическая идея единства мира. Он высоко ценил учение Ч. Дарвина. Природа, по представлениям Н.А. Умова, бесконечна в пространстве и времени и находится в вечном движении и изменении. Все мировоззрение ученого проникнуто идеей развития. Н.А. Умов говорил о необходимости изучения процессов, явлений, вещей природы и их связи с другими явлениями, вещами. Признание всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности вещей считал одним из основных принципов естествознания: «Все существующее в мире связано между собой». Его взгляды выходили за рамки чисто физического, приобретал всеобъемлющее, этическое значение, становился своего рода манифестом нового человека, homo sapiens explorans (человека разумного исследующего), обоснованием великой его задачи в мироздании. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|