|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ (1768-1834) – немецкий историк, философ и протестантский теолог, современник немецкого романтизма, основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, который рассматривал её как«искусство понимания» и переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на анализ общих принципов их понимания, предложив следующие принципы герменевтического анализа: 1) диалогичностигуманитарного мышления; 2) диалектического взаимодействия части и целого при понимания текстов; 3) зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора текста; 4) единство грамматической и психологической интерпретации; 5) сотворчество (конгениальности) автора и интерпретатора. Он также предложил основные методы герменевтического анализа: а) перевод интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план знаний; б) построениеинтерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании. Шлейермахер дал определение термину «понимание», которое является обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе грамматической и психологической интерпретации. При грамматической интерпретации акцент делается на знаниеязыка, на котором написано произведение (объективная сторона понимания), при психологической интерпретации внимание уделяется тому, как написано произведение, т.е. личности автора, его внутренней и внешней жизни (субъективнаясторона понимания текста). Шлейермахер видит задач герменевтики в том, чтобы понять труд автора лучше, чем он это делает сам, для чего необходимо как бы заново повторить творческий путь создания данного текста его автором. С этойцелью он вводит понятие «вхождение в герменевтический круг», который он представляет как отношение целого и части: чтобы понять целое, необходимо понять его отдельные части, но для их понимания требуется представление осмысле целого. Понимание рассматривается как процесс движения от целого – к частям, а затем от частей – к целому: от интуитивного предпонимания целого к выявлению значения частей, а затем возвращение к пониманию целого (на практике истолкование текста зависит от контекста, а понимание контекста – от трактовки содержания текста). Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|