|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ПУАНКАРЕ АНРИ(1854-1912) – представитель второго позитивизма (автор концепции конвенционализма), физик и методолог науки. Основные труды:«Ценность науки» (1905) и «Наука и гипотеза» (1902). В первой книге Пуанкаре перечисляет все новые открытия, которые подрывают старые научные представления, которые ещё недавно представляли собой объективную истину и делает вывод: наука не отражает независимой от ощущений реальности. Законы природы следует понимать как конвенции, т.е. условно, по соглашению, принятые положения. Именно это понятие закона как условно принятого положения, т.е. конвенции, стало ведущим понятием гносеологического учения Пуанкаре, получившего отсюда название конвенционализма. Конвенции создаются по принципу, включающему два фактически исключающих друг друга положения: 1) конвенциональные положения выбираются субъектом на основе их «удобства», его взглядов на «полезность»; 2) конвенциональные положения должны быть взаимно непротиворечивы, а также выбираться таким образом, чтобы отражать отношения между вещами. Конвенция – это субъективная установка ученого, принимаемая в интересах «удобства. Развитие науки осуществляется противоречиво. Прогресс научного знания сочетает в себе объединение знания, открытие новых связей между явлениями, которые представлялись нам до этого изолированными друг от друга, и открытие все новых и новых разнокачественных явлений, которые смогут найти свое место в системе научного знания только в будущем. Он отмечает две тенденции в развитии науки: с одной стороны, стремление к единству и простоте, с другой – к многообразию и сложности. До конца XIX века единство науки достигалось на основе классической механики. Но в началом XX столетия объединяющими науку принципами становятся принципы электромагнитизма. Основной формой научного познания Пуанкаре считал гипотезу. Наше познание касается, только отношений между явлениями. Поэтому в гипотезе между моделями, которые ставим на место «вещей», устанавливаются те же отношения, что и между самими «вещами». «Реальность», которой касается гипотеза, есть плод нашего собственного соглашения. Вопросы о «подлинной реальности» должны быть исключены из обихода научного исследования. «Они не просто неразрешимы, они иллюзорны и лишены смысла». Поэтому очень важно, чтобы противоречащие гипотезы выражали одни и те же отношения. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|