|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XIX в– период проникновения диалектических идей в естествознание и философию. В начале века возникает дискуссия между двумя концепциями – катастрофизма и эволюционизма. Представитель первой – Жорж Кювье (1769-1831) – в работе «Рассуждения о переворотах на поверхности Земли» (1812) утверждал, что каждый период в истории Земли завершался мировой катастрофой, в результате которой гибли старые и появлялись новые виды животного и растительного мира. Представитель второй концепции – французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829), который в своей книге «Философия зоологии» (1809) доказывал, что изменяющиеся условия окружающей среды являются движущей силой эволюции органического мира. В результате природных изменений в функционировании того или иного органа в жизни одного поколения возникают наследственные изменения, что влечёт формирование новых органов и исчезновение старых. Идеи эволюционизма развивает английский естествоиспытатель Чарлз Лайель (1797-1875), опубликовавший в 1830-1833 гг. три тома книги «Основы геологии», которые нанесли сокрушительный удар по теории катастроф Ж. Кювье, доказывая, что все изменения, происходившие в течение геологической истории, совершались под влиянием тех же факторов, которые действуют и в настоящее время и нет необходимости прибегать к представлению о грандиозных катастрофах. Его идеи повлияли на Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882), который в труде «Происхождение видов» (1859) на основе данных палеологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, географии животных и растений, сделал вывод, что развитие – это условие существования вида и средство его приспособления к среде и вне саморазвития органический мир не существует, поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Он предложил теорию естественного отбора, согласно которой все виды возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование в данных условиях, и эволюция осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Происхождению человека Дарвин посвятил работу«Происхождение человека и половой отбор» (1871), где обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, что вызвало бурю негодования у церковников и идеалистически мыслящих ученых. Диалектизация естествознания проникает и в философию. Одним из первых эти идеи развиваетФридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775-1854), который в своих работах «Идеи к философии природы» (1797), «Первый набросок системы натурфилософии» и«Введение к наброску системы натурфилософии» (1797) утверждал единствоприроды и предсказывал связь явлений магнетизма и электричества, указывая на существование в природе противоположных сил. Диалектические идеи натурфилософии Шеллинга с интересом были восприняты естествоиспытателями, в частности создатели клеточной тории ботаник Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881) и биолог Теодор Шванн (1810-1882), которые в 30-е гг. XIX в. установили, что все растения состоят из клеток и распространили это открытие на животный мир. После встречи Шлейдена и Шванна в октябре 1838 г., где они обменялись мнениями и сформулировали сделанное открытие: «Весь класс клеточных растений состоит только из клеток», все многообразные формы животных «возникают также только из клеток, причем аналогичных клеткам растений». Открытие клеточного строения растений и животных доказало единство всего органического мира. Другим подтверждением взаимосвязи в материальном мире стал закон сохранения и превращения энергии, сформулированный немецким врачом Юлиусом Робертом Манером (1814-1878): химическая энергия, содержащаяся в пище, превращается в теплоту, подобно тому, как это происходит с механической энергией мышц. Эти идеи он опубликовал в 1842 г. в статье «О количественном и качественном определении сил», и в книге «Органическое движение в его связи с обменом веществ, вклад в естествознание» (1845), где он доказывал, что химическая, тепловая и механическая энергия могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Выводы Майера были встречены с недоверием, пока английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) не провел ряд экспериментов, подтвердивших выводы Майера. Он сообщил об этом в работе «О тепловом эффекте магнитоэлектричества и механическом эффекте теплоты» (1843), где утверждал, что когда затрагивается механическая сила, получается точное эквивалентное количество теплоты, что животная теплота возникает в результате химических превращений в организме. Идеи диалектизации естествознания проникли и в химию, где в 1828 г. немецкий химик Фридрих Велер (1800-1882) искусственным путём получил органическое вещество мочевины. Это открытие положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических веществ и свидетельствовало о связи неорганической и органической природы. В середине XIX века появляются новые научные данные в области физики, которые подрывали механистическую картину мира. Открытием, демонстрирующем явление элетромагнетизма, был закон французского военного инженера, впоследствии члена Парижской Академии наук Шарля Опоста Кулона (1736-1806), который гласит: положительный и отрицательный электрические заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Механистическая картина мира знала только один вид материи – вещество, состоящее из частиц, имеющих массу. В XIX веке к числу свойств частиц стали относить электрический заряд, который начали рассматривать фундаментальным свойством материи. Английский химик и физик Майкл Фарадей (1791-1867), который ввёл в науку понятие электромагнитного поля, доказал опытным путем, что между электрическом и магнетизмом существует прямая динамическая связь, чем объединил электричество и магнетизм, признав их одной и той же природной силой. В результате в естествознании начало утверждаться понимание того, что кроме вещества, в природе существует еще и поле. Математическую разработку идей Фарадея предпринял выдающийся английский ученый Джеймс Клерк Максвелл (18311879), который создал математическую теорию электромагнитного поля и дал математическое описание его законов (1873). Уравнения Максвелла, которыестали самым крупным теоретическим событием в физике со времен Галилея и Ньютона, нуждались в опытной проверке, которую совершил немецкий физик Генрих Рудольф Герц (1857-1894). По поручению Гельмгольца он построил опыти в 1886 г. продемонстрировал «беспроволочное распространение» электромагнитных волн, чем смог доказать принципиальную тождественность полученных им электромагнитных переменных полей и световых волн. Достижения в областиэлектромагнетизма, сокрушившие механистическую картину мира, легли в основу третьей научной революции. Как писал А. Эйнштейн, физическая реальность до Максвелла мыслилась в виде материальных точек, изменение которых состояттолько в движении. После Максвелла физическая реальность мыслилась уже в виде непрерывных, не поддающихся механическому объяснению полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|