ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

– это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства, который выделился на определенном этаперазвития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса.  Можно выделить следующие этапы развития инженерной деятельности: 1) праинженерный – время строительства крупных и сложныхсооружений древности; 2) прединженерный – период мануфактуры, этап становления инженерной деятельности в социальном плане (конец XVIII – начало XIX вв.); 3) период развития инженерной деятельности  на основе системы машин итехнических наук; 4) современный этап, который связан с переходом к информационной технологии. Вместе с усложнением производственных процессов инженерная деятельность дифференцировалась на инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую  и  инженерно-технологическую.  Деятельность  инженера в отличие от  деятельности других слоев интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в  общественном производствеявляется производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода. Тем самым инженеры выполняют одну из обособившихся функций совокупного работника.  Именно практическая направленность инженерной и вообще всей технической деятельности давала повод «интеллектуалам» смотреть  на  неё  свысока.  Техническая  деятельность  не  пользовалась  особой славой ещё в древности. Критика технической деятельности оказывается столь же древней, как и сама эта деятельность (миф о разрушении Богом Вавилонской башне; миф о прикованном к  кавказским скалам Прометее; миф об упавшем с небес Икаре). Архимед считал сооружение машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания (большинство из них появилось на свет как бы попутно, в виде забав).  Отношение к технической деятельности принципиально не изменилось и в период средневековья, когда эта деятельность часто воспринималась как нечто магическое. Средневековое ремесло уподоблялось ритуалу, воспроизводящему соответствующий миф. В средневековой Европе технические нововведения, приёмы и методы интегрировались в сословный мир цехов. В эпоху Возрождения сформировалось иное отношение к инженеру и  его деятельности. К инженеру стали относиться не просто как к ремесленнику, технику, а как к творцу, творящему подобно божественному творцу новый мир, мир второй природы. С конца XIX в. начинается резкая критика технического засилья и идеализация прошлого. Чрезвычайно  противоречивую оценку инженерной  деятельности даёт и современное общество, видя в ней не только источник жизненных благ, но и социального зла. Поэтому возникает проблема ответственности инженерной деятельности. В современной своей сущности инженерная деятельность – это техническое применение  науки,  направленное  на  производство  техники  и  удовлетворение общественных  технических  потребностей.  В  процессе  деятельности  инженера законы  науки  из  своей  теоретической  формы  трансформируют в  технические принципы,  которые находят  своё  практическое применение. Эта  деятельность обладает определенной степенью риска, которая считается неизбежной. С целью обеспечения необходимой надежности создаваемых технических средств и технологии создаются методы и средства преодоления этого риска путем установления  определенных  параметров,  стандартов  и  использования  статистического учета  случаев  возможных  аварий.  Поэтому  по  своему  характеру  инженерная деятельность является преимущественно духовной деятельностью в сфере материального производства. Союз немецких инженеров определил основные ценностные  критерии  инженерной  деятельности:  способность  функционирования  и надежность, экономичность, благосостояние, здоровье,  безопасность, экологичность, качество общества и развитие личности. Процесс инженерной деятельности включает в себя: определение потребности, выработку и принятие решения, подготовку производства,  регулирование производства, удовлетворение потребностей. Первой стадией технической деятельности является изобретение, затем – проектирование, в ходе которого идеальная модель воплощается в рабочих чертежах,  затем  –  конструирование как  материальное воплощение  изобретения в техническом  устройстве  и,  наконец,  промышленное  освоение  и  внедрение  в производство. Существенные признаки инженерной деятельности: 1) это деятельность в сфере материального производства или деятельность, которая направлена на решение задач материального производства; 2) это деятельность практическая, т.е. имеет дело с реально существующими объектами в отличие от теоретической или духовной, где существуют мыслимые, идеальные объекты; 3) она разрешает противоречия  между  объектом  (природой)  и субъектом (обществом),  является процессом превращения природного в социальное,  естественного в искусственное; 4) она занимает промежуточное положение между теорией и практикой (труд инженера является умственным трудом в сфере материального производства).

Просмотров: 1149
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
  • Качество деятельности учреждения
  • Качество результата деятельности учреждения
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО (ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)
  • Методы библиотерапевтической деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Рационализация процессов деятельности
  • СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Средства библиотерапевтической деятельности
  • Средства педагогической деятельности
  • Средства педагогической деятельности
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Формы библиотерапевтической деятельности
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь