Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
ХОЛТОН ДЖЕРАЛЬД(род. в 1922) – немецко-американский философ,специалист по истории и методологии науки, профессор физики и истории науки Гарвардского университета (США). Родился в Берлине. До 1938 г. жил и учился в Вене. После захвата Австрии германскими фашистами Xолтон покинул Австрию и учился сначала в Оксфорде, а потом в Гарвардском университете, где за работу по физике высоких давлений в 1948 г. получил степень доктора. Основные сочинения: «Тематическое воображение в науке» (1967), «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» (1973), «Темы в научном мышлении» (1974) и др. Много лет Xолтон занимается изучением научного творчества А.Эйнштейна, ряд его работ посвящены Кеплеру, Бору и другим деятелям науки. Являясь одним из представителей постпозитивистской линии в философии науки. Наибольшую известность получила его концепция «тематического анализа науки», призванного дополнить существующие модели структуры научного знания. Согласно Xолтону, «тематический анализ» позволяет находить в развитии науки определенные черты постоянства, непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными. Эти инварианты Xолтона обозначает понятием «тема». «Темы» включают в себя обобщенные модели, фундаментальные понятия, определяющие постановку проблем и способы их решения. Они также влияют на предпочтения, отдаваемые ученым той или иной гипотезе или теории. Являясь источником творческой интуиции, связанной с фазой зарождения новых идей, «темы» направляют воображение ученого, ограничивая выбор допустимых гипотез. По его мнению, ученый в своей деятельности ориентируется на определенную тему или несколько тем. Холтон задается вопросом: как ведут себя ученые в период научных революций? Предают ли они свою тематику или следуют ей? «Тематический анализ» направлен именно на то, чтобы находить в науке черты постоянства или непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в ситуациях, названных научными революциями. Аргументом, подтверждающим данное предположение является «древность» большинства тем в науке. Истоки некоторых из них уходят в недра мифологического мышления и являются весьма устойчивыми к революционным потрясениям. В них собраны понятия, гипотезы, методы, предпосылки, программы, способы решения проблем, – т.е. те необходимые формы научной деятельности, которые воспроизводят себя на каждом этапе. Он выявляет смысл понятия «тематической оппозиции» и приходит к выводу, что альтернативные темы связываются в пары, и что новые теории возникают на стыке и при соединении принципов конкурирующих позиций. Новые же темы появляются и идентифицируются в ситуации, когда невозможно сблизить существующие. Сами темы, помимо сугубо научных признаков, включают в себя и некоторые субъективные компоненты, в частности, индивидуальные предпочтения, личную оценку той или иной теории. Темы стимулируют воображение учёного, являются источником творческой активности, но и ограничивают набор допустимых гипотез. Наличие тематического анализа сближает естественнонаучное и гуманитарное знание по формам их организации. Применение тематического анализа науки предполагает выявление независимых и дополняющих друг друга направлений. Тематический анализ позволяет исследователям науки обратить внимание на борьбу и сосуществование тем. Темы не меняются во времени и пространстве. «Тематические структуры» могут выступать и выступают в качестве всеобщих определений человеческого интеллекта. И в этом качестве они надысторичны, т.е. не зависят от конкретно-исторического развития науки. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|